Чередование поколений у растений

Папоротники, хвощи, плауны, голосеменные

Папоротники

Спорофит папоротников состоит из стебля, листьев и корней. Листья папоротников (вайи) произошли путем уплощения ветвей, растут верхушкой, совмещают функции фотосинтеза и спороношения. На нижней их стороне образуются скопления спорангиев (сорусы); внутри каждого спорангия происходит мейоз и образуются гаплоидные споры.

Во влажных условиях споры прорастают в заросток (гаплоидный гаметофит). Это зеленая пластинка, способная к фотосинтезу, прикрепленная к почве одноклеточными ризоидами. На нижней стороне заростка образуются сперматозоиды и яйцеклетки, после оплодотворения получается зигота, из которой вырастает спорофит.

Папоротниковидные в настоящее время насчитывают 12 тысяч видов, широко распространены и представлены многими жизненными формами:

Хвощи и плауны

Гигантские древовидные хвощи и плауны образовали каменноугольные леса. Современные хвощи и плауны – многолетние травянистые растения с хорошо развитым корневищем. Органом спороношения хвощей и плаунов является спороносный колосок, в котором путем мейоза образуются гаплоидные споры. Спора прорастает в заросток – гаметофит, не нем образуются гаметы, при их слиянии образуется зигота, из которой вырастает спорофит.

Хвощ полевой имеет мощное корневище и членистый стебель. Фотосинтез осуществляется главным и боковыми побегами, листья маленькие, буроватые, не фотосинтезируют. У хвоща полевого образуются надземные побеги двух видов: весенние – бурые, спороносные, отмирают после спороношения, и летние – зеленые, вегетативные, отмирают к осени. Заросток хвощей – зеленая многократно ветвящаяся пластинка.

Плаун булавовидный растет в хвойных лесах. Стебель дихотомически ветвится, от него в почву отходят придаточные корни, а наверх – ветви. Стебель и ветви покрыты мелкими чешуевидными зелеными листьями. Заростки плаунов созревают за 10-15 лет, питаются гетеротрофно – либо за счет питательных веществ, запасенных в споре, либо за счет сожительства с почвенными грибами.

Голосеменные

ГОЛОСЕМЕННЫЕ (ОТДЕЛ)


ХВОЙНЫЕ (КЛАСС)


ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СОСНЫ

Женские шишки состоят из оси и семенных чешуй, на верхней стороне которых развивается по 2 семязачатка. Внутри семязачатка путем мейоза образуются 4 мегаспоры, 3 из них отмирают, а одна прорастает в женский гаметофит, в котором образуются 2 яйцеклетки.

Мужские шишки после производства пыльцы быстро засыхают и опадают с ветвей. Пыльцевое зерно содержит мужской гаметофит, состоящий из двух клеток – вегетативной и генеративной. Опыление происходит с помощью ветра, вегетативная клетка начинает удлиняться в пыльцевую трубку.

Генеративная клетка делится с образованием двух спермиев, которые движутся по пыльцевой трубке и сливаются с яйцеклетками. Одна из двух зигот отмирает, а другая развивается в зародыш нового спорофита. Женский гаметофит превращается в гаплоидный эндосперм (запасающую ткань), оболочка мсемязачатка превращается в семенную кожуру, таким образом, семязачаток превращается в семя.

Дополнительные материалы

 ВИДЕО-УРОК  ПО ДАННОЙ ТЕМЕ: ссылка для донов, ссылка для мастер-группы

ПОДРОБНЫЕ КОНСПЕКТЫ: Папоротники, Хвощи, плауны, Чем семенные растения лучше высших споровых, Отдел голосеменные, Жизненный цикл сосны обыкновенной


ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 2 ЕГЭ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ

Задания части 1

ПАПОРОТНИКИ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для отдела папоротниковидных?

1) представлены одноклеточными, колониальными и многоклеточными организмами
2) считается, что от этой группы растений произошли древние семенные растения
3) в жизненном цикле спорофит развивается на гаметофите
4) у некоторых представителей развиваются спороносные колоски
5) гаметофит закрепляется за субстрат с помощью ризоидов
6) в строении тела имеются настоящие органы

256


Папоротник и мох
2. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Для растения, изображенного на рисунке, характерно:
1) гаметофит обоеполый – содержит архегонии и антеридии
2) дихотомическое ветвление
3) заросток сердцевидной формы
4) споры созревают в сорусах
5) споры образуются в спороносных колосках
6) гаметофит формирует вайи

134


Папоротник и мох
3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для растения, изображённого на рисунке, характерно:
1) размножение с помощью семян
2) наличие вегетативных органов
3) развитие заростка из споры
4) двойное оплодотворение
5) преобладание в жизненном цикле спорофита
6) наличие ризоидов у спорофита

235



4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для отдела, один из представителей которого изображён на рисунке?
1) доминирующая стадия – спорофит
2) развитие из предростка
3) обитает в засушливых условиях
4) имеет придаточные корни
5) спорангии развиваются на листьях
6) имеет цветки и плоды

145



Установите соответствие между характеристиками и структурами и стадиями жизненного цикла растения, обозначенными на рисунках выше цифрами 1, 2, 3. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) состоит из гаплоидных клеток
Б) образует споры
В) осуществляет гаметогенез
Г) обеспечивает минеральное питание спорофита
Д) формируется на вайях
Е) отходит от корневища

323121



Установите соответствие между характеристиками и стадиями жизненного цикла папоротника, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2. Запишите указанные цифры в порядке, соответствующем буквам.
А) клетки могут делиться мейозом
Б) формируется из споры
В) имеет ризоиды
Г) укрепляется в почве придаточными корнями
Д) развивается из зиготы
Е) содержит гаметангии

122112


Жизненный цикл мха
Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.

А) образуется при митозе клеток мужского гаметангия
Б) формируется при мейозе клеток спорангия
В) часть гаметофита папоротника
Г) передвигается в водной среде
Д) распространяется ветром
Е) при прорастании образует заросток

312311


ЦИКЛ ПАПОРОТНИКА
1. Установите последовательность стадий развития папоротника, начиная с прорастания споры. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1) образование гамет
2) оплодотворение и образование зиготы
3) развитие взрослого растения (спорофит)
4) образование заростка

4123


2. Установите правильную последовательность жизненного цикла папоротника, начиная с взрослого растения. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) Спорофит
2) Заросток
3) Споры
4) Зигота
5) Гаметы

13254


3. Установите соответствие между стадией развитие папоротника и ее плоидностью: 1) гаплоидная, 2) диплоидная. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) спора
Б) заросток
В) зрелый спорофит
Г) молодой спорофит
Д) гамета

11221


4. Установите последовательность стадий развития папоротника, начиная с момента прорастания спор. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) оплодотворение на заростке
2) формирование гамет на гаметофите
3) прорастание споры и формирование заростка
4) развитие из зиготы побега с придаточными корнями
5) формирование многолетнего растения (спорофита)

32145


5. Определите последовательность стадий развития папоротника, начиная с оплодотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) развитие заростка
2) оплодотворение
3) развитие спорофита
4) образование архегониев и антеридиев
5) образование спорангиев
6) прорастание споры

235614


6. Установите последовательность этапов жизненного цикла папоротника, начиная с формирования взрослого растения. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) образование спорангиев на вайях
2) созревание гамет
3) развитие заростка
4) образование зиготы
5) формирование спорофита

51324


7. Установите последовательность развития папоротников, начиная со взрослого организма. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) развитие на нижней стороне заростка мужских и женских гамет
2) образование на нижней стороне листа папоротника спорангиев со спорами
3) передвижение сперматозоидов к яйцеклетке с помощью воды, оплодотворение
4) прорастание споры и развитие из неё маленькой зелёной пластинки – заростка
5) развитие из зиготы зародыша, который превращается во взрослое растение

24135


Определите две стадии развития папоротника, имеющие гаплоидный набор хромосом, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) сперматозоид
2) спорангий
3) листья
4) спора
5) зигота

14


ЦИКЛ ПАПОРОТНИКА
Какой хромосомный набор характерен для спор и клеток заростка папоротника? Запишите два числа в порядке, указанном в задании, без разделителей (пробелов, запятых и т.п.).

11


Какой хромосомный набор характерен для клеток спорофита и клеток заростка папоротника? Запишите два числа в порядке, указанном в задании, без разделителей (пробелов, запятых и т.п.).

21


Какой хромосомный набор характерен для клеток листьев и спор папоротника? Запишите два числа в порядке, указанном в задании, без разделителей (пробелов, запятых и т.п.).

21


Какой хромосомный набор содержится в заростке папоротника перед началом образования сперматозоидов и перед первым делением зиготы? Запишите два числа в порядке, указанном в задании, без разделителей (пробелов, запятых и т.п.).

12


ОДНО ЧИСЛО ПАПОРОТНИКИ
1. Гаметофит папоротника орляка имеет 26 хромосом. Определите количество хромосом в клетках корневища папоротника.

52


2. На заростке папоротника щитовника мужского в результате митоза образовались сперматозоиды, содержащие по 82 хромосом. Определите количество хромосом в клетке заростка. В ответе запишите только соответствующее число.

82


ПАПОРОТНИКИ - ВОДОРОСЛИ
становите соответствие между особенностью развития растения и отделом, для которого она характерна: 1) Зеленые водоросли, 2) Папоротниковидные.

А) в цикле развития преобладает гаметофит
Б) взрослое растение представлено гаплоидным поколением
В) гаметофитом служит заросток
Г) спорофитом является зигота
Д) клетки многоклеточного растения диплоидны

11212


ПАПОРОТНИКИ - МХИ
1. Установите соответствие между характерным признаком растения и отделом, к которому он принадлежит: 1) Моховидные, 2) Папоротниковидные

А) листостебельные растения с ризоидами
Б) наличие видоизмененного побега с придаточными корнями
В) наличие большого количества водоносных клеток
Г) преобладание гаметофита над спорофитом
Д) наличие травянистых и древесных форм
Е) наличие заростка в цикле развития

121122


2. Установите соответствие между признаками организмов и отделами, для которых они характерны: 1) Папоротниковидные, 2) Моховидные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) наличие заростка в жизненном цикле
Б) отсутствие корней
В) преобладание гаметофита в жизненном цикле
Г) развитие спор в коробочке
Д) расположение спорангиев на нижней стороне листа
Е) развитие протонемы из споры

122212


3. Установите соответствие между признаками и отделами растений, для которых они характерны: 1) Моховидные, 2) Папоротниковидные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) отсутствие корней
Б) развитая проводящая система
В) наличие водоносных клеток
Г) слабо развитая механическая ткань
Д) преобладание спорофита над гаметофитом
Е) видоизменённый подземный побег – корневище

121122


4. Установите соответствие между признаками и отделами растений: 1) Моховидные, 2) Папоротниковидные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) у некоторых имеются водоносные клетки
Б) спорофит преобладает над гаметофитом
В) из споры вырастает заросток
Г) споры развиваются в коробочке
Д) корни отсутствуют
Е) имеются сложные листья

122112


5. Установите соответствие между признаком растения и систематической группой, для которой он характерен: 1) Моховидные, 2) Папоротниковидные
А) в цикле развития преобладает гаметофит
Б) взрослое растение – спорофит
В) споры образуются в коробочках
Г) споры образуются в спорангиях на нижней стороне листьев
Д) из споры развивается заросток
Е) из споры развивается предросток (протонема)

121221


6. Установите соответствие между особенностью размножения и отделом растений, для которого она характерна: 1) Моховидные, 2) Папоротниковидные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) в цикле развития преобладает гаметофит
Б) в цикле развития доминирует бесполое поколение растений
В) образование спор происходит в коробочке (спорогоне)
Г) спорофит не способен к образованию органических веществ из неорганических
Д) гаметофит представлен заростком
Е) спора прорастает в предросток

121121


7. Установите соответствие между особенностью размножения и отделом растений, для которого она характерна: 1) Моховидные, 2) Папоротниковидные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) образование коробочки на ножке
Б) развитие взрослых растений-гаметофитов
В) развитие взрослого растения из зиготы
Г) гаплоидный набор хромосом в соматических клетках взрослого растения
Д) расположение спорангиев на листьях-вайях

Е) спорофит питается за счет гаметофита

112121


8. Установите соответствие между особенностью размножения и отделом растений, для которого она характерна: 1) Моховидные, 2) Папоротниковидные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) гаметофит представлен листостебельным растением

Б) имеет развитую проводящую и механическую ткань
В) наличие травянистых и древовидных форм
Г) корневище с придаточными корнями
Д) заросток с антеридиями и архегониями
Е) спорофит в виде коробочки на ножке

122221


Папоротник и мох
ПАПОРОТНИКИ - МХИ РИС.
Установите соответствие между характеристиками и отделами растений. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) из прорастающей споры образуется протонема
Б) гаметофит редуцирован до крошечного заростка
В) имеют корневище с придаточными корнями
Г) в жизненном цикле преобладает гаметофит
Д) споры созревают в спорангиях, собранных в сорусы
Е) имеют разнообразные жизненные формы

211211


ПАПОРОТНИКИ В ОТЛИЧ. ОТ МХОВ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для папоротников, в отличие от мхов, характерно.

1) наличие заростка
2) образование ризоидов у спорофита
3) созревание спор в спороносных колосках
4) наличие корней
5) размножение спорами
6) преобладание в жизненном цикле спорофита

146


ПАПОРОТНИКИ КАК И ГОЛОСЕМЕННЫЕ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для папоротников и голосеменных характерны следующие признаки:

1) существуют древесные формы
2) гаметофит имеет ризоиды
3) споры образуются мейозом
4) формируется пыльцевая трубка
5) зародыш не имеет запаса питательных веществ
6) доминирует бесполое поколение

136


ХВОЩИ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для хвощей характерны следующие признаки:

1) длинные и широкие перистые листья (вайи)
2) два типа надземных побегов: ветвящиеся вегетативные зеленого цвета, с чешуевидными листьями (летние побеги), и неветвящиеся, лишенные хлорофилла (весенние побеги)
3) на верхушках весенних побегов развиваются спороносные колоски
4) споры снабжены гигроскопическими лентами (элатерами)
5) укороченный надземный стебель, который является продолжением подземного побега – корневища
6) летом на нижней стороне листа образуются сорусы (группы спорангиев), в которых путем мейоза образуются и созревают гаплоидные споры

234


Ветка сосны
Все приведенные ниже характеристики, кроме двух, используются для описания растения, изображенного на рисунке. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) имеет чешуйчатые листья
2) боковые ветки корневища превращаются в клубни
3) имеет стробил на весеннем побеге
4) накапливает в клетках NaCl
5) семена образуются в стробилах

45



Каким номером на рисунке обозначен процесс, при котором происходит мейоз?

6



Рассмотрите схему жизненного цикла хвоща. Установите соответствие между характеристиками и стадиями жизненного цикла, обозначенными на рисунке цифрами 1-5. Запишите цифры 1-5 в порядке, соответствующем буквам.

А) перемещается только в водной среде
Б) имеет антеридии и архегонии
В) диплоидная стадия
Г) переносится ветром
Д) осуществляет бесполое размножение
Е) неподвижная половая клетка

431215



Установите соответствие между характеристиками и стадиями жизненного цикла хвоща, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 5. Запишите указанные цифры в порядке, соответствующем буквам.

А) стерильный побег
Б) летний побег
В) имеет ризоиды
Г) имеет спороносный колосок
Д) образует клетки, служащие для распространения вида
Е) отвечает за фотосинтез и накопление крахмала в клубнях

115221



Установите соответствие между характеристиками и органами хвоща речного, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2, 3. Запишите указанные цифры в порядке, соответствующем буквам.

А) местонахождение спорангиев
Б) подземный видоизмененный побег
В) место протекания мейоза
Г) способность к фотосинтезу
Д) формирование корней
Е) обеспечение зимнего покоя взрослого растения

323122


ЦИКЛ ХВОЩА
1. Установите последовательность процессов в цикле развития хвоща, начиная с оплодотворения

1) развитие взрослого растения (спорофита)
2) развитие заростка
3) созревание спор
4) образование мужских и женских гамет
5) образование зиготы

51324


2. Установите последовательность стадий развития хвоща, начиная с момента прорастания спор. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) оплодотворение на заростке
2) формирование гамет на гаметофите
3) прорастание споры и формирование заростка
4) митоз зиготы и развитие проростка
5) формирование на спорофите вегетативных органов и спороносного колоска

32145


НАБОР ХВОЩА
1. Какой хромосомный набор характерен для гамет (яйцеклетки и сперматозоидов) и спор хвоща полевого? Запишите два числа в порядке, указанном в задании, без разделителей (пробелов, запятых и т.п.).

11


2. Какой хромосомный набор характерен для клеток зародыша и спор хвоща полевого? Запишите два числа в порядке, указанном в задании, без разделителей (пробелов, запятых и т.п.).

21


3. На гаплоидном заростке хвоща полевого в результате митоза образовалась яйцеклетка со 108 хромосомами. Определите количество хромосом в клетке заростка. В ответе запишите только количество хромосом.

108



ХВОЩИ - МХИ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характеризуют сходство растений, изображённых на рисунке?

1) высшие растения
2) гаметофит преобладает над спорофитом
3) спорофит редуцирован
4) хорошо развита корневая система
5) размножаются с помощью спор
6) для оплодотворения необходима вода

156


ХВОЩИ - ПАПОРОТНИКИ
Установите соответствие между характеристиками и отделами растений: 1) Хвощевидные, 2) Папоротниковидные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) наличие двух видов побегов: весеннего и летнего
Б) расположение листьев мутовками на прямостоячем стебле
В) развитие спорангиев на нижней стороне листьев
Г) распространение на почвах с повышенной кислотностью
Д) развитие спор в спороносных колосках
Е) наличие перистых листьев – вай

112112


ПЛАУНЫ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки свойственны растению рода Плаун?

1) преобладание в жизненном цикле стадии гаметофита
2) развитие ползучих побегов
3) формирование спор в спороносных колосках
4) обилие древовидных форм
5) развитие гамет внутри заростка
6) опыление ветром

235



Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Для растения, изображенного на рисунке, характерно:
1) доминирование спорофита
2) формирование весенних и летних побегов
3) опыление ветром
4) образование спор в стробилах
5) дихотомическое ветвление
6) наличие главного корня

145


ЦИКЛ ПЛАУНА
Установите последовательность этапов жизненного цикла плауна булавовидного после оплодотворения. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) формирование диплоидных побегов
2) мейотическое деление материнских клеток спор
3) образование гаметофита с антеридиями и архегониями
4) развитие спороносных колосков
5) созревание половых клеток

14235


ОДНО ЧИСЛО ПЛАУНЫ
В клетках придаточных корней плауна сплюснутого содержится 46 хромосом. Определите количество хромосом в клетках ризоидов заростка плауна.

23


СПОРОВЫЕ
Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания споровых растений. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В жизненном цикле мхов доминирует протонема.
2) Гаметофитом папоротника является заросток.
3) У кукушкина льна антеридии образуются в спорангиях.
4) Споры плаунов развиваются в стробилах.
5) Оплодотворение у папоротников происходит на гаметофите.

13


СПОРОВЫЕ - СЕМЕННЫЕ
Установите соответствие между характеристикой и группой высших растений: 1) споровые, 2) семенные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) развиваются из зародыша
Б) являются более древними по историческому происхождению
В) имеют стержневую или мочковатую корневую систему
Г) оплодотворяются при наличии воды
Д) образуют зародышевый мешок и пыльцу

21212


Установите соответствие между растениями и способами их размножения: 1) семенами, 2) спорами. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) можжевельник
Б) лиственница
В) пырей
Г) сальвиния
Д) плаун булавовидный
Е) сфагнум

111222


СЕМЕННЫЕ
1. Выберите три варианта. Семенами размножаются

1) капуста белокочанная
2) клевер ползучий
3) плаун булавовидный
4) олений мох
5) хвощ полевой
6) лук репчатый

126


2. Выберите три варианта. Семенами размножаются
1) плаун
2) лиственница
3) картофель
4) можжевельник
5) сфагнум
6) улотрикс

234


ГОЛОСЕМЕННЫЕ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Благодаря опылению и оплодотворению у голосеменных растений происходит

1) перенос мужского гаметофита ветром
2) слияние спермия и яйцеклетки
3) образование триплоидного эндосперма
4) слияние спермия и центрального зародышевого мешка
5) формирование плода
6) образование зиготы

126


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие функции могут выполнять животные в жизни голосеменных растений:
1) ограничивают численность растений
2) участвуют в распространении семян и плодов
3) уничтожают вредителей растений
4) участвуют в повышении плодородия почвы
5) участвуют в опылении
6) обеспечивают фиксацию азота

134


Ветка сосны
ГОЛОСЕМЕННЫЕ РИС
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите в цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для растения, изображенного на рисунке?

1) в цикле развития преобладает спорофит
2) гаметофит представлен заростком
3) имеет видоизмененные листья
4) семена не защищены околоплодником
5) образует плоды
6) опыление осуществляется насекомыми

134


Ветка сосны
2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если у растения сформировались побеги, изображенные на рисунке, то для этого растения характерны

1) оплодотворение при помощи воды
2) отложение органических веществ в корневище
3) размножение семенами
4) преобладание в жизненном цикле спорофита
5) наличие сухого многосемянного плода
6) хорошо развитые трахеиды в древесине

346


Ветка сосны
3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки свойственны отделу растений, имеющих изображённый на рисунке орган?

1) семена с триплоидным эндоспермом
2) необходимость воды для оплодотворения
3) жизненные формы – деревья и кустарники
4) расположение семязачатков открыто на чешуях
5) наличие в цикле развития стадии протонемы
6) опыление посредством ветра

346


Ветка сосны
4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для растения, изображенного на рисунке, характерно

1) размножение семенами
2) опыление ветром
3) двойное оплодотворение
4) преобладание в цикле развития бесполого поколения
5) наличие гетеротрофного питания наряду с автотрофным
6) образование цветков с большим количеством пыльцы

124


Ветка сосны
Установите соответствие между характеристиками и шишками сосны, обозначенными цифрами на рисунке. Запишите цифры в порядке, соответствующем буквам.

А) укороченный побег сосны с чешуевидными и игловидными листьями
Б) мужские шишки
В) женские шишки первого года

531


Ветка сосны
Установите соответствие между характеристиками и шишками сосны, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2, 3, 4. Запишите цифры 1-4 в порядке, соответствующем буквам.

А) женские шишки второго года с созревающими семенами
Б) желтые (от пыльцы) мужские шишки
В) готовые к опылению шишки
Г) готовые к распылению пыльцы шишки
Д) шишки с отогнутыми чешуями, на которых находились семена
Е) шишки с отогнутыми чешуями, на которых находятся семязачатки

231341


Жизненный цикл мха
Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1-4. Запишите эти цифры в порядке, соответствующем буквам.

А) необходима для достижения яйцеклетки спермием
Б) образуется в мужской шишке
В) содержит запас питательных веществ
Г) сливается со спермием
Д) переносится ветром при опылении
Е) имеет воздушные мешки

214311



Установите соответствие между характеристиками и процессами 1 и 2. Запишите указанные цифры в порядке, соответствующем буквам.

А) образование женского гаметофита
Б) протекание в мужской шишке
В) деление на вегетативную и генеративную клетки
Г) образование макроспор
Д) протекание на семенных чешуях
Е) формирование пыльцы

211221



Установите соответствие между характеристиками и объектами, обозначенными цифрами. Запишите цифры в порядке, соответствующем буквам. Цифры в ответе могут повторяться.

А) семязачаток
Б) пыльца
В) макроспора

857


ЦИКЛ ГОЛОСЕМЕННЫХ
1. Установите последовательность процессов, происходящих при размножении сосны обыкновенной, начиная с прохождения мейоза. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1) прорастание пыльцевой трубки
2) деление микроспоры
3) формирование пыльцевого зерна
4) оплодотворение
5) ветроопыление

23514


2. Расположите в правильном порядке этапы жизненного цикла сосны обыкновенной, начиная от прорастания семени.
1) высвобождение пыльцы
2) развитие спорофита (древесного растения)
3) формирование мужских и женских шишек
4) оплодотворение яйцеклетки
5) развитие семени
6) образование пыльцевой трубки

231645


3.Установите последовательность процессов, происходящих в жизненном цикле сосны, начиная с микроспорогенеза. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) Перенос пыльцы ветром на женскую шишку
2) Образование споры
3) Прорастание вегетативной клетки в пыльцевую трубку
4) Митотическое деление споры
5) Формирование мужского гаметофита
6) Оплодотворение

245136


НАБОРЫ ГОЛОСЕМЕННЫХ
Какой хромосомный набор характерен для клеток чешуек мужской шишки и микроспоры ели? Запишите два числа в порядке, указанном в задании, без разделителей (пробелов, запятых и т.п.).

21


Какой хромосомный набор характерен для клеток пыльцевого зерна и спермиев сосны? Запишите два числа в порядке, указанном в задании, без разделителей (пробелов, запятых и т.п.).

11


Какой хромосомный набор характерен для клеток пыльцевого зерна и иголки сосны? Запишите два числа в порядке, указанном в задании, без разделителей (пробелов, запятых и т.п.).

12


Какой хромосомный набор характерен для клеток материнской клетки микроспор перед началом деления и для каждой клетки тетрады микроспор перед началом деления? Запишите два числа в порядке, указанном в задании, без разделителей (пробелов, запятых и т.п.).

21


ОДНО ЧИСЛО ГОЛОСЕМЕННЫЕ
В клетке хвоинки сосны 24 хромосомы. Сколько хромосом содержится в клетке эндосперма сосны? В ответе запишите только число хромосом.

12


ГОЛОСЕМЕННЫЕ - МХИ
1. Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого этот признак характерен: 1) Голосеменные, 2) Моховидные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

А) образует древесный ярус леса
Б) наличие стержневой корневой системы
В) преобладание в цикле развития спорофита
Г) произрастает в нижнем ярусе леса
Д) наличие предростка (протонемы) в цикле развития
Е) прикрепляется к почве ризоидами

111222


2. Установите соответствие между характеристиками жизненных циклов и отделами растений: 1) Голосеменные, 2) Моховидные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) формирование эндосперма
Б) преобладание гаметофита над спорофитом
В) образование предростка (протонемы)
Г) участие воды при оплодотворении
Д) созревание пыльцы на спорофите

12221


3. Установите соответствие между признаками и отделами растений: 1) Моховидные, 2) Голосеменные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) размножение не связано с водой
Б) размножаются с помощью спор
В) наличие ризоидов
Г) гаметофит доминирует над спорофитом
Д) представителями отдела являются кукушкин лен и сфагнум
Е) представителями отдела являются лиственница, кипарис и можжевельник

211112


ГОЛОСЕМЕННЫЕ - ПАПОРОТНИКИ
1. Установите соответствие между процессами и отделами растений: 1) голосеменные, 2) папоротниковидные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

А) формирование эндосперма
Б) образование зеленого заростка
В) слияние неподвижных гамет
Г) развитие пыльцевой трубки
Д) размножение и расселение спорами

12112


2. Установите соответствие между особенностью растения и отделом, для которого она характерна: 1) Папоротниковидные, 2) Голосеменные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) Яйцеклетки развиваются в гаметофите на чешуйках шишек.
Б) Из споры развивается пыльцевое зерно.
В) В цикле развития имеется гаплоидный заросток.
Г) Жизненная форма - кустарник или дерево.
Д) Придаточные корни развиваются от корневища.
Е) Споры развиваются в спорангиях на листьях.

221211


3. Установите соответствие между признаками и отделами растений, для которых они характерны: 1) Папоротниковидные, 2) Голосеменные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) наличие заростка в цикле развития
Б) размножение спорами
В) наличие семязачатков
Г) наличие сперматозоидов
Д) развитие главного корня
Е) наличие древовидных и травянистых форм

112121


4. Установите соответствие между характеристиками и отделами растений: 1) Папоротники, 2) Голосеменные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) для размножения необходима вода
Б) наличие заростка в жизненном цикле
В) образование эндосперма
Г) формирование пыльцевых зерен
Д) расположение сорусов на вайях
Е) образуют мужские и женские споры

112212


ГОЛОСЕМЕННЫЕ В ОТЛ. ОТ ПАПОРОТНИКОВ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Голосеменные растения, в отличие от папоротникообразных,

1) образуют семена
2) нуждаются в воде для оплодотворения
3) представлены в основном древесными формами
4) образуют пыльцу
5) имеют доминирующую стадию жизненного цикла – спорофит
6) имеют проводящую систему и корни

134



ГОЛОСЕМЕННЫЕ - ХВОЩИ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Отличиями растения 2 от растения 1 являются:

1) наличие ризоидов
2) наличие сперматозоидов
3) членистый стебель
4) опыление ветром
5) наличие корневища
6) отсутствие проводящих тканей

235



Рассмотрите рисунок. (А) Определите, к какому отделу относится растение, изображенное на рисунке 1. (Б) Наличие каких органов позволяет отнести его к этому отделу? (В) Чем отличаются спорангии у растения 1 по сравнению с растением 2? Запишите три цифры в порядке, соответствующем буквам.

1) хвойные
2) плоды и семена
3) развиваются на спорофите
4) хвоя и шишки
5) голосеменные
6) бывают женские и мужские
7) образуют споры мейозом
8) шишки и семена

586


ГОЛОСЕМЕННЫЕ КАК И ЦВЕТКОВЫЕ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В семязачатке и голосеменных, и покрытосеменных растений

1) образуется женский гаметофит
2) образуются пыльцевые зёрна
3) происходит оплодотворение
4) формируется восьмиядерный зародышевый мешок
5) в результате мейоза образуется мегаспора
6) формируется плод

135


Установите соответствие между утверждениями и их правильностью: 1) правильно, 2) неправильно. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) Среди хвойных растений нет травянистых форм.
Б) У папоротников гаметы образуются в результате мейоза.
В) Эндосперм голосеменных растений является видоизменённым женским гаметофитом.

121


Установите соответствие между утверждениями и их правильностью: 1) правильно, 2) неправильно. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) Летние побеги у хвоща полевого развиваются из корневища и образуют спороносные колоски.
Б) Преобладающее поколение в жизненном цикле кукушкина льна такое же, как в жизненном цикле плауна-баранца.
В) Среди ныне живущих папоротников есть древовидные формы.

221


Установите соответствие между утверждениями и их правильностью: 1) правильно, 2) неправильно. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) Гаметы у мхов образуются в результате митоза.
Б) Для хвоща полевого характерны спорангии, расположенные на нижней стороне листьев.
В) Из споры папоротника развивается спорофит.

122


Известно, что папоротник орляк – это споровое растение, с развитыми проводящими тканями, размножающееся как бесполым, так и половым путём. Выберите из приведённого ниже текста три утверждения, относящиеся к описанию перечисленных выше признаков организма. (1) Среди папоротникообразных растений в настоящее время встречаются как травянистые, так и деревянистые растения. (2) В цикле развития преобладает спорофит – взрослое, наземное растение. (3) Гаметофит папоротника представлен маленьким подземным заростком, на котором образуются гаметы. (4) В высоту папоротники могут достигать нескольких метров, не испытывая затруднений в поступлении воды к листьям (вайям). (5) Папоротники – наземные растения, широко распространённые в разных ярусах леса. (6) На нижней стороне вайи можно заметить коричневые образования – сорусы, содержащие споры.

346


Известно, что хвощ полевой имеет диморфизм побегов, выполняет концентрационную функцию в биосфере, является биоиндикатором почв. Выберите из приведённого ниже текста три утверждения, относящихся к описанию перечисленных выше признаков хвоща. (1) Хвощ полевой – многолетнее травянистое длиннокорневищное споровое растение. (2) Образует два типа надземных побегов: спороносные (весенние) и вегетативные (летние). (3) В цикле развития хвоща преобладает спорофит. (4) Хвощ накапливает в стеблях соединения кремния. (5) Хвощ полевой предпочитает сильнокислые почвы. (6) В старину использовали в пищу съедобные клубневидные утолщения хвоща, содержащие крахмал.

245



© Д.В.Поздняков, 2009-2020