Органические вещества клетки

Органические вещества клетки

БЕЛКИ составляют 50% от сухой массы организма, входят в состав органоидов, мембран и цитоплазмы клеток. Функции: каталитическая (ускоряют реакции), транспортная, двигательная, защитная и др.

Белки в организме не запасаются, избыток белков превращается в жиры или углеводы. Сами белки из углеводов и жиров синтезировать нельзя, потому что в жирах и углеводах нет азота. Недостаток белков в пище опасен, особенно для детей и подростков.

При окислении белков получается углекислый газ, вода и аммиак. Аммиак током крови доносится до печени и там превращается в мочевину, которая выделяется с мочой и потом.

УГЛЕВОДЫ делятся на моносахара, дисахара и полисахара.

Моносахара (растворяются в воде и имеют сладкий вкус):


Резервом, с помощью которого концентрация глюкозы в крови поддерживается на постоянном уровне, служит запас гликогена в печени. Избыток углеводов в организме превращается в жиры.

Полисахара (в воде не растворяются, вкуса не имеют). Выполняют строительную и запасающую функции:


ЛИПИДЫ – это группа веществ, не растворяющихся в воде. К ним относятся жиры, фосфолипиды (входят в состав плазматической мембраны – строительная функция) и стероиды (половые и корковые гормоны – регуляторная функция).

ЖИРЫ – состоят из глицерина и жирных кислот. Функция – запас энергии. При окислении жира выделяется в два раза больше энергии, чем при окислении грамма белка или углевода, а так же вода и углекислый газ.

Жиры запасаются в подкожной жировой клетчатке и в прокладках между органами. Кроме запаса энергии, жировые ткани выполняют функции теплоизоляции, запаса воды и механической защиты.

Жиры в организме могут образовываться из белков и углеводов.

НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ участвуют в хранении и реализации наследственной информации.


ВИТАМИНЫ – это небольшие органические вещества. Они входят в состав ферментов, поэтому можно сказать, что витамины оказывают влияние на процессы обмена веществ. Витамины не вырабатываются у нас в организме, поэтому должны обязательно присутствовать в пище. Недостаток витаминов приводит к авитаминозу (нарушению обмена веществ).


Дополнительные материалы

 ВИДЕО-УРОК  ПО ДАННОЙ ТЕМЕ: ссылка для донов, ссылка для мастер-группы

ПОДРОБНЫЕ КОНСПЕКТЫ: Липиды, Ферментативная (каталитическая) функция белков, Функции белков с примерами, Углеводы, Витамины


ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 2 ЕГЭ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ

Задания части 1

БЕЛКИ
Выберите три варианта. Какие продукты питания характеризуются большим содержанием белков?

1) сметана
2) творог
3) сыр
4) картофель
5) хлеб
6) рыба

236


БЕЛКИ ОБМЕН
1. Установите последовательность обмена белков в организме человека, начиная с поступления их с пищей. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1) окисление с образованием АТФ, углекислого газа, воды, мочевины
2) образование пептидов под действием пепсина
3) синтез миозина, казеина
4) белки пищи
5) образование аминокислот под действием трипсина

42531


2. Установите правильную последовательность переваривания белков, начиная с поступления их в ротовую полость с пищей. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) механическое измельчение и смачивание
2) поступление аминокислот в кровь
3) расщепление на пептиды в кислой среде
4) расщепление пептидов до аминокислот при помощи трипсина
5) поступление пищевого комка в двенадцатиперстную кишку

13542


3. Установите последовательность процессов превращения белков в организме человека. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) денатурация белков под воздействием соляной кислоты
2) разрушение аминокислот до мочевины в печени
3) употребление рыбного филе
4) всасывание аминокислот в капилляры большого круга кровообращения
5) воздействие на белки трипсином

31542


4. Установите правильную последовательность обмена белков в организме человека, начиная с поступления их с пищей. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) выведение мочевины, углекислого газа, воды
2) всасывание аминокислот в кровь
3) расщепление белков пищеварительными ферментами
4) процесс трансляции в клетках
5) расщепление собственных белков

32451


5. Установите последовательность прохождения по организму меченых атомов азота, введённых в организм в составе молекул белка с пищей. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) сердце
2) печень
3) капсула нефрона
4) воротная вена
5) собирательная трубочка

42135


БЕЛКИ - ЛИПИДЫ
1. Установите соответствие между характеристикой и веществом, к которому она относится: 1) белки, 2) жиры. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) состоят из молекул жирных кислот и глицерина
Б) состоят из остатков молекул аминокислот
В) защищают организм от переохлаждения
Г) защищают организм от бактерий и вирусов
Д) являются полимерами
Е) при окислении 1 грамма дают 38,9 кДж

212112


2. Установите соответствие между характеристиками и органическими веществами клетки: 1) белки, 2) липиды. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) состоят из остатков аминокислот
Б) входят в состав хромосом
В) формируют бислой в мембране клетки
Г) обладают высокой калорийностью (около 9 ккал/г)
Д) являются ферментами
Е) имеют третичную и четвертичную структуру

112211


БЕЛКИ - УГЛЕВОДЫ
Установите соответствие между функциями и свойствами органических веществ в клетке и их видами: 1) углеводы, 2) белки. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) выполняют транспортную функцию
Б) являются запасным веществом в клетке
В) состоят из мономеров глюкозы
Г) выполняют ферментативную функцию
Д) обеспечивают активный транспорт через мембраны
Е) образуют клеточную стенку

211221


Установите соответствие между строением и функцией вещества и его видом: 1) Гемоглобин, 2) Гликоген. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) Молекула сильно разветвлена
Б) Имеет четвертичную структуру
В) Откладывается в запас в печени
Г) Мономерами являются аминокислоты
Д) Используется для поддержания уровня кислорода

21211


Аминокислота и нуклеотид
Установите соответствие между характеристиками и классами молекул, примеры которых изображены на рисунках. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) может входить в состав крахмала
Б) является полимером
В) имеет третичную и четвертичную структуру
Г) состоит из аминокислот
Д) не содержит азот
Е) служит для запасания энергии

122211


БЕЛКИ - НК
Установите соответствие между характеристиками и органическими веществами: 1) белки; 2) нуклеиновые кислоты. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) представлены глобулой
Б) имеют пептидные связи
В) синтезируются в ядре
Г) служат биокатализаторами
Д) включают полинуклеотидную цепь
Е) способны к репликации

112122


Аминокислота и нуклеотид
Установите соответствие между химическими соединениями, изображенными на рисунке, и их характеристиками. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) аминокислота
Б) азотистое основание
В) глицин
Г) аденин
Д) входит в состав белков
Е) входит в состав нуклеиновых кислот

121212


БЕЛКИ В ОЛИЧИЕ ОТ НК
Выберите три варианта. Белки, в отличие от нуклеиновых кислот,

1) участвуют в образовании плазматической мембраны
2) входят в состав хромосом
3) осуществляют транспортную функцию

4) являются полимерами
5) выполняют защитную функцию
6) переносят наследственную информацию из ядра к рибосоме

135


БЕЛКИ - ЛИПИДЫ - УГЛЕВОДЫ
Установите соответствие между особенностями строения и свойств вещества и веществом, имеющим эти особенности: 1) Белки, 2) Углеводы, 3) Липиды, запишите цифры 1, 2 и 3 в правильном порядке.

А) Неполярны, нерастворимы в воде
Б) В состав входит остаток глицерина
В) Мономером является глюкоза
Г) Мономеры связаны пептидной связью
Д) Обладают ферментативными функциями
Е) Входит в состав клеточных стенок растительных клеток

332112


ЛИПИДЫ ФУНКЦИИ
1. Выберите три варианта. Какие функции выполняют липиды в организме?

1) энергетическую
2) двигательную
3) информационную
4) строительную
5) защитную
6) транспортную

145


2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Функциями липидов в организме человека являются:
1) каталитическая
2) энергетическая
3) строительная
4) двигательная
5) транспортная
6) регуляторная

236


ЛИПИДЫ ПРИМЕРЫ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных веществ относят к липидам?

1) инсулин
2) гликоген
3) триглицериды
4) холестерол
5) тестостерон
6) коллаген

345


ЛИПИДЫ КРОМЕ
Все приведенные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для определения функций липидов в клетке. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) запасающая
2) регуляторная
3) транспортная
4) ферментативная
5) строительная

34


ЛИПИДЫ ОБМЕН
1. Установите правильную последовательность обмена жиров в организме человека, начиная с их поступления с пищей. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1) образование глицерина и высших карбоновых кислот
2) синтез липоидов в клетках тела
3) обработка жиров пищи ферментом липазой в двенадцатиперстной кишке
4) образование энергии при окислении веществ до углекислого газа и воды
5) всасывание продуктов расщепления в лимфатические капилляры тонкого кишечника

31524


2. Установите последовательность процессов жирового обмена в организме человека. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) всасывание продуктов расщепления жиров в микроворсинках кишечника
2) расщепление жиров в тонком кишечнике
3) эмульгирование жиров под действием желчи
4) поступление синтезированных жиров в лимфу
5) синтез собственных молекул жиров

32154


3. Установите, в какой последовательности происходят процессы обмена жиров в организме человека. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) образование собственных жиров в клетках кишечника
2) расщепление жиров под действием ферментов в пищеварительном канале
3) всасывание жирных кислот и глицерина в ворсинки кишечника
4) поступление жиров в лимфу

2314


4. Установите последовательность процессов, происходящих с жирами пищи, начиная с их изменения в двенадцатиперстной кишке человека. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) откладывание жиров про запас
2) эмульгирование жиров
3) всасывание продуктов расщепления в клетки ворсинок кишечника
4) поступление жиров в лимфу
5) образование жирных кислот и глицерина под действием кишечной липазы
6) синтез собственных жиров

253641


Липиды
Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображенных на рисунке молекул. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) служат структурным компонентом мембран
2) ускоряют химические реакции
3) передают сигналы в организме
4) гидрофильны
5) могут служить запасом питательных веществ

24


Липиды
Проанализируйте таблицу «Классификация липидов». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
1) жирные кислоты
2) полисахариды
3) холестерин
4) выделение энергии при окислении
5) компонент клеточных мембран
6) смазывающее вещество в суставах
7) эфир глицерина и жирных кислот
8) соединение аденина, рибозы и трёх остатков фосфорной кислоты

375


ЛИПИДЫ - УГЛЕВОДЫ
1. Установите соответствие между функциями и веществами: 1) углеводы, 2) липиды. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) обеспечивают узнавание клеток ткани своего типа
Б) образуют двойной слой мембраны
В) участвуют в гормональной регуляции
Г) образуют стенки растительных клеток
Д) защищают организм от теплопотерь

12212


2. Установите соответствие между свойством или функцией органических веществ и их видом: 1) липиды, 2) моносахариды. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) растворимы в воде
Б) гидрофобны
В) составляют основу клеточных мембран
Г) состоят из остатков глицерина и жирных кислот
Д) образуются в результате расщепления крахмала

21112


3. Установите соответствие между характеристиками и группами веществ: 1) липиды, 2) углеводы. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) образуют гликокаликс
Б) создают термоизоляционные покровы организма
В) неполярные гидрофобные вещества
Г) бесцветные кристаллические вещества
Д) составляют основу клеточных мембран
Е) состоят из остатков высших карбоновых кислот и глицерина

211211


УГЛЕВОДЫ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Функциями углеводов в организме человека являются

1) регуляторная
2) энергетическая
3) запасающая
4) строительная
5) хранение генетической информации
6) ферментативная

234


Выберите три варианта. Какие углеводы относят к моносахаридам?
1) рибоза
2) глюкоза
3) целлюлоза
4) фруктоза
5) крахмал
6) гликоген

124


Липиды
Проанализируйте таблицу «Полисахариды». Для каждой буквы выберите соответствующий элемент из предложенного списка.
1) структурная
2) животные
3) муреин
4) грибы
5) запасающая
6) хитин
7) инулин
8) растения

658


МОНОСАХАРА - ДИСАХАРА - ПОЛИСАХАРА
Установите соответствие между примерами и классами углеводов, к которым эти примеры относятся: 1) моносахарид, 2) дисахарид, 3) полисахарид. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.

А) сахароза
Б) фруктоза
В) дезоксирибоза
Г) гликоген
Д) мальтоза
Е) хитин

211323


МОНОСАХАРА - ПОЛИСАХАРА
1. Установите соответствие между характеристикой углевода и его группой: 1) моносахарид, 2) полисахарид

А) является биополимером
Б) обладает гидрофобностью
В) проявляет гидрофильность
Г) служит запасным питательным веществом в клетках животных
Д) образуется в результате фотосинтеза
Е) окисляется при гликолизе

221211


2. Установите соответствие между признаками и группами веществ: 1) моносахариды, 2) полисахариды. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) участвуют в синтезе нуклеиновых кислот
Б) образуют гликокаликс
В) имеют в составе молекулы от трех до семи атомов углерода
Г) образуют глюкозу при гидролизе
Д) являются запасным веществом в клетке
Е) имеют сладкий вкус

121221


Установите соответствие между особенностями молекул углеводов и их видами: 1) целлюлоза, 2) глюкоза. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) мономер
Б) полимер
В) растворимы в воде
Г) не растворимы в воде
Д) входят в состав клеточных стенок растений
Е) входят в состав клеточного сока растений

212112


УГЛЕВОДЫ КРОМЕ
1. Все приведенные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для определения свойств, строения и функций полисахаридов в клетке. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) выполняют запасающую функцию
2) выполняют каталитическую и транспортную функции
3) состоят из остатков молекул аминокислот
4) выполняют энергетическую функцию
5) входят в состав клеточных стенок

23


2. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания особенностей полисахаридов. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) выполняют структурную и запасающую функции
2) состоят из остатков аминокислот
3) обладают гидрофобностью
4) служат ферментами
5) входят в состав клеточной стенки

24


3. Все перечисленные ниже характеристики используют для описания функций углеводов. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) образуют клеточные стенки растений и грибов
2) ускоряют процессы метаболизма
3) запасаются в клетках
4) служат коферментами
5) входят в состав нуклеотидов

24


КРАХМАЛ КРОМЕ
1. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания молекулы крахмала. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) состоит из одной цепи
2) хорошо растворяется в воде
3) в комплексе с белками образует клеточную стенку
4) подвергается гидролизу
5) является запасным веществом в растительных клетках

23


2. Все перечисленные признаки, кроме двух, можно использовать при описании молекулы крахмала. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) хорошо растворим в воде
2) состоит из остатков глюкозы
3) имеет как разветвлённые, так и неразветвлённые молекулы
4) обладает сладким вкусом
5) является запасным веществом растений

14


УГЛЕВОДЫ ОБМЕН
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие процессы происходят при переваривании углеводов в пищеварительном канале человека?

1) распад моносахаридов с образованием молочной кислоты
2) расщепление моносахаридов до СО2 и Н2О
3) расщепление полисахаридов до дисахаридов
4) образование гликогена из глюкозы
5) превращение дисахаридов в моносахариды
6) расщепление клетчатки микроорганизмами

356


УГЛЕВОДЫ ОБМЕН ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
1. Установите последовательность процессов обмена углеводов в организме человека. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1) всасывание моносахаридов в ворсинки кишечника
2) поступление моносахаридов в клетки организма
3) синтез собственных полисахаридов в клетках организма
4) расщепление полисахаридов в пищеварительном канале
5) поступление моносахаридов в кровь

41523


2. Установите последовательность процессов углеводного обмена в организме человека. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) поступление глюкозы в клетки организма и уменьшение ее концентрации в крови
2) расщепление крахмала ферментами пищеварительных соков до глюкозы
3) усиление секреции инсулина поджелудочной железой
4) поступление крахмала в организм с пищей
5) всасывание глюкозы и увеличение ее концентрации в крови

42531


3. Определите правильную последовательность событий, происходящих при метаболизме углеводов в организме человека, начиная с попадания пищи в ротовую полость. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) Окисление сахаров в клетках до углекислого газа и воды
2) Поступление сахаров в ткани
3) Всасывание сахаров в тонком кишечнике и поступление их в кровь
4) Начало расщепления полисахаридов в ротовой полости
5) Окончательное расщепление углеводов на моносахариды в двенадцатиперстной кишке
6) Выведение из организма воды и углекислого газа

453216


4. Установите последовательность процессов при углеводном обмене в организме человека. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) расщепление полисахаридов до моносахаридов
2) образование гликогена в печени и мышцах
3) поступление углеводов с пищей
4) всасывание глюкозы в кровь
5) расщепление гликогена в клетках мышц до глюкозы при движении

31425


УГЛЕВОДЫ - НК
1. Установите соответствие между особенностями и видами молекул: 1) ДНК, 2) полисахарид. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) обладает способностью к репликации
Б) может образовывать разветвлённую структуру
В) состоит из нуклеотидов
Г) образуется путём соединения молекул простых углеводов
Д) выполняет защитную и энергетическую функции
Е) обеспечивает матричный синтез рибонуклеиновых кислот

121221


2. Установите соответствие между видами органических веществ: 1) углеводы, 2) нуклеиновые кислоты – и выполняемыми ими функциями в клетке. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
A) запасание энергии
Б) сигнальная
B) хранение генетической информации
Г) перенос энергии
Д) входит в состав клеточных стенок и мембран
Е) реализация генетической информации (синтез белка)

112112


Таблица
Проанализируйте таблицу «Органические вещества». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка и запишите выбранные цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) ускорение химических реакций
2) хлоропласты
3) белки
4) гормоны
5) жиры
6) ядро
7) передача наследственной информации
8) витамины

357


Таблица
Проанализируйте таблицу «Основные органические соединения». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
1) Нуклеиновые кислоты
2) 0,1-1% у животных, до 30% у растений
3) Пластическая, запасающая, защитная
4) 1-5% у животных, до 90% у растений
5) Белки
6) Энергетическая, пластическая, запасающая, защитная, регуляторная

546


Таблица
Проанализируйте таблицу «Потребности организма в питательных веществах». Для каждой буквы выберите соответствующий термин из предложенного списка.
1) углеводы
2) витамины
3) чай, соки, супы
4) злаки, крупы, корнеплоды
5) масла, яйца, молочные продукты
6) для роста и регенерации тканей
7) главный источник быстрой энергии
8) для передачи нервного импульса, поддержания гомеостаза

256


Таблица
Проанализируйте таблицу «Органические вещества». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) энергетическая, защитная, строительная
2) полисахариды
3) репликация
4) моносахариды
5) структурная, запасающая, транспортная
6) энергетическая, запасающая, регуляторная
7) регенерация
8) денатурация

481


Таблица
Проанализируйте таблицу «Органические вещества клетки». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или соответствующее понятие из предложенного списка.
1) белки
2) липид
3) глицерин
4) жирные кислоты
5) нуклеотид
6) запасающая и ферментативная
7) транспортная и защитная
8) энергетическая

158


Таблица
Проанализируйте таблицу «Вещества клетки». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
1) Нуклеиновые кислоты
2) Энергетическая, структурная, регуляторная и защитная
3) Содержит рибозу
4) Вода
5) Хранение и передача наследственной информации
6) Содержит дезоксирибозу
7) Высокомолекулярные азотосодержащие биополимеры, мономером которых являются аминокислоты

472


Выберите три варианта. Какие вещества относят к биополимерам?
1) крахмал
2) глицерин
3) глюкозу
4) белки
5) ДНК
6) фруктозу

145


Выберите три варианта. Какие функции выполняют в клетке молекулы углеводов и липидов?
1) информационную
2) каталитическую
3) строительную
4) энергетическую
5) запасающую
6) двигательную

345


Какие превращения веществ могут происходить в организме человека? Выберите три верных ответа из шести. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) гликогена в глюкозу
2) жиров в белки
3) гормонов в ферменты
4) жиров в углеводы
5) гормонов в витамины
6) углеводов в жиры

146


Все приведённые ниже органические вещества, кроме двух, могут выполнять энергетическую функцию. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) гликоген
2) глюкоза
3) липид
4) витамин А
5) гемоглобин

45


ВИТАМИНЫ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Витамины - это органические вещества, которые

1) участвуют в реакциях обмена веществ
2) служат источником энергии
3) контролируют теплообразование и теплоотдачу
4) входят в состав ферментов
5) поступают в организм с пищей
6) синтезируются в железах внутренней секреции

145


2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Витамины – это органические вещества, которые
1) необходимы организму в малых количествах
2) влияют на превращение глюкозы в гликоген
3) входят в состав ферментов
4) являются в организме источником энергии
5) уравновешивают процессы образования и отдачи тепла
6) поступают в организм, как правило, вместе с пищей

136


А - С
Установите соответствие между симптомом заболевания и витамином, с недостатком которого оно связано: 1) А, 2) С. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

А) кровоточивость десен
Б) ухудшение зрения в сумерках
В) выпадение зубов
Г) поражение роговицы глаза и кожи
Д) понижение сопротивляемости заболеваниям
Е) кровоизлияния в коже

212122


А - В - С
Установите соответствие между симптомами заболеваний и витаминами, недостаток которых вызывает эти симптомы: 1) А, 2) В, 3) С. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.

А) сухость кожных покровов
Б) поражение роговицы глаза
В) снижение сопротивляемости организма к инфекционным заболеваниям
Г) ухудшение зрения в сумерках
Д) расстройство деятельности нервной системы
Е) кровоточивость дёсен и выпадение зубов

113123


А - С - D
1. Установите соответствие между значением витамина для организма человека и видом витамина: 1) А, 2) D, 3) С

А) повышает защитные свойства организма
Б) входит в состав зрительного пигмента
В) препятствует возникновению рахита
Г) препятствует кровоточивости дёсен
Д) улучшает зрение в сумерках
Е) участвует в образовании костной ткани

312312


2. Установите соответствие между симптомами заболеваний и витаминами, недостаток которых вызывает эти симптомы: 1) А, 2) С, 3) D. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) снижение остроты сумеречного зрения
Б) поражение костной системы
В) изменение формы грудной клетки
Г) поражение роговицы глаза и эпидермиса кожи
Д) кровоточивость дёсен
Е) выпадение зубов

133122


3. Установите соответствие между характеристиками и типами витаминов: 1) ретинол, 2) аскорбиновая кислота, 3) кальциферол. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) при кругосветных путешествиях у моряков при нехватке витамина возникала цинга
Б) нехватка этого витамина проявляется рахитом
В) относится к группе водорастворимых витаминов
Г) при авитаминозе возникает заболевание куриная слепота
Д) обеспечивает полноценное развитие костной системы и мускулатуры
Е) в 100 гр шиповника содержится 650 мг данного витамина

232132


С - D
Установите соответствие между признаком гиповитаминоза человека и витамином: 1) D, 2) С. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) кровоточивость десен
Б) задержка зарастания родничков
В) снижение иммунитета
Г) расшатывание и выпадение зубов
Д) деформация костей ног
Е) деформация грудной клетки

212211


Проанализируйте таблицу «Витамины». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
1) Е – токоферол
2) В1 – тиамин
3) А – ретинол
4) образуется в коже под влиянием солнечных лучей
5) растительное масло, зеленые овощи
6) зерновые культуры, дрожжи
7) устойчивость к инфекциям, укрепление сосудов
8) регулирует углеводный обмен и тканевое дыхание

347


Проанализируйте таблицу «Витамины». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.
1) рыбий жир
2) растительные масла
3) хлеб, крупы
4) цинга
5) бери-бери
6) ретинол (витамин А)
7) токоферол (витамин Е)
8) тиамин (витамин В1)

614


Установите соответствие между свойствами и веществами, которые ими обладают: 1) витамины, 2) гормоны. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) входят в состав ферментов
Б) поступают в организм, как правило, вместе с пищей
В) обеспечивают регуляцию и интеграцию функций организма
Г) низкомолекулярные органические соединения
Д) аминокислоты, полипептиды, белки и стероиды
Е) выделяются железами внутренней секреции

112122


Известно, что витамин D – жирорастворимый, он участвует в формировании костей. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к данному описанию этого витамина. Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам. (1) Витамин D регулирует обмен солей кальция и фосфора, способствуя нормальному развитию скелета. (2) Витамин D активизируется в коже человека под действием солнечных лучей. (3) При недостатке солнечных лучей или витамина D у детей развивается болезнь – рахит. (4) Суточная норма витамина D составляет 2,5 мг. (5) Витамин D может накапливаться в организме человека, растворяясь в жировой ткани. (6) Избыток витамина D может вызвать гипервитаминоз.

135


Известно, что при недостатке витамина А нарушается сумеречное зрение, а избыток вызывает отравление. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к данному описанию этого витамина. Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам. (1) Витамин А содержится в сливочном масле, молоке, мясе, печени, яйцах и моркови. (2) Суточная норма витамина А составляет 1,5 мг. (3) Витамин А участвует в образовании зрительного пигмента родопсина. (4) При недостатке витамина А у человека возникает куриная слепота – отсутствие зрения в сумерках. (5) Витамин А является жирорастворимым витамином. (6) Излишки витамина А вызывают гипервитаминоз, характеризующийся тошнотой, головными болями и слабостью.

346


Известно, что водорастворимый витамин С содержится в растительной пище. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к данному описанию этого витамина. Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам. (1) Витамин С называют аскорбиновой кислотой. (2) Отсутствие витамина С вызывает цингу, которая по латыни называется «скорбут». (3) Суточная норма витамина С составляет 100 мг. (4) Витамин С содержится в свежих овощах, ягодах и фруктах. (5) Водорастворимые витамины не накапливаются в организме. (6) Употребление в пищу растений, богатых витамином С, способствует укреплению десен, зубов, стенок сосудов и повышает иммунитет.

456



© Д.В.Поздняков, 2009-2020