
Задания части 2 ЕГЭ по теме «Пищевая цепь»
1. Составьте пищевую цепь, используя всех названных представителей: большая синица, жук яблонный цветоед, ястреб, цветки яблони. Определите консумента второго порядка в составленной цепи. Какой трофический уровень он занимает? Сколько энергии переходит на уровень консумента II порядка, если чистая годовая первичная продукция экосистемы составляет 70000 кДж? Ответ поясните.
Ответ
1) цветки яблони - жук яблонный цветоед - большая синица – ястреб;
2) консумент II порядка - большая синица;
3) занимает третий трофический уровень;
4) на уровень консумента II порядка переходит 700 кДж энергии;
5) с одного трофического уровня на другой переходит около 10% энергии.
2. Кровососущие насекомые – обычные обитатели многих биоценозов. Объясните, в каких случаях они занимают в пищевых цепях положение консументов II, III и даже IV порядков.
Ответ
1) консументом II порядка кровососущее насекомое является, когда питается кровью консумента 1 порядка (травоядного, например, коровы);
2) консументом 3 порядка кровососущее насекомое является, когда питается кровью консумента 2 порядка (например, лисицы);
3) консументом 4 порядка кровососущее насекомое является, когда питается кровью консумента 3 порядка (например, волка).
3. В водоеме обитают разнообразные организмы: окунь, щука, одноклеточные зеленые водоросли (хлорелла), дафнии, головастики. Составьте цепь питания из названных организмов. Укажите консумента третьего порядка. В какие взаимоотношения он может вступать с организмом, который находится на более высоком трофическом уровне. Укажите два типа взаимоотношений, ответ поясните.
Ответ
1) хлорелла - дафнии - головастики - окунь – щука;
2) консумент третьего порядка – окунь;
3) хищничество;
4) щуки питаются окунями ИЛИ окуни поедают молодь и икру щуки;
5) конкуренция;
6) окуни и щуки – хищные рыбы (питаются другими видами рыб).
4. Если в лесу на площади 1 га взвесить отдельно все растения, всех животных по отдельности (насекомых, земноводных, рептилий, птиц, млекопитающих), то представители какой группы суммарно будут самыми тяжелыми и самыми легкими?
Ответ
1) самыми тяжелыми будут растения;
2) они находятся в начале пищевой цепи;
3) самыми легкими будут млекопитающие и птицы;
4) они находятся в конце пищевой цепи (занимают высокие трофические уровни);
5) они дополнительно теряют массу (энергию) на поддержание температуры тела.
5. Почему зерноядные птицы в разные периоды жизни (расселения, размножения) могут занимать в пищевых цепях место консументов I и II порядков? В каком случае в их организме накапливается больше гербицидов, использованных для обработки поля пшеницы, на котором кормятся птицы?
Ответ
1) зерноядные птицы являются консументами первого порядка, когда питаются зерном;
2) зерноядные птицы являются консументами второго порядка, когда выкармливают потомство насекомыми;
3) больше гербицидов накапливается при питании насекомыми (у птенцов);
4) гербициды передаются по пищевым цепям (аккумулируются);
5) чем выше трофический уровень, тем больше гербицидов накапливается в организме.
6. Почему, согласно правилу экологической пирамиды, в наземной пищевой цепи от звена к звену наблюдается уменьшение энергии?
Ответ
1) энергия расходуется на жизнедеятельность организмов
2) энергия рассеивается в виде тепла
3) часть энергии не передается с предыдущего звена на следующее (пища не переваривается на 100%)
7. Составьте пищевую цепь, используя всех названных представителей: крестоцветные блошки, хорь, уж, листья репы, лягушка. Определите консумента II порядка в составленной цепи и объясните свой выбор. Сколько энергии переходит на уровень консумента II порядка, если чистая годовая первичная продукция экосистемы составляет 50000 кДж? Ответ поясните.
Ответ
1) листья репы – крестоцветные блошки – лягушка – уж – хорь;
2) консумент второго порядка – лягушка;
3) так как она питается консументами первого порядка (растительноядными организмами);
4) на уровень консумента II порядка переходит 500 кДж энергии;
5) с одного трофического уровня на другой переходит около 10% энергии.
8. Составьте пищевую цепь, используя всех названных представителей: дождевой червь, лисица, листовой опад, орел, еж. К какому виду относится эта пищевая цепь? Ответ поясните. Какой из организмов исполняет в ней роль консумента третьего порядка? На каком трофическом уровне находится этот организм?
Ответ
1) листовой опад - дождевой червь - еж - лисица – орел;
2) детритная цепь (цепь разложения);
3) начинается с мертвого органического вещества;
4) консумент третьего порядка – лисица;
5) находится на четвертом трофическом уровне.
9. Как изменяется количество энергии в пищевых цепях при переходе с одного трофического уровня на другой? Ответ поясните.
Ответ
1) при переходе с одного трофического уровня на другой 90% энергии теряется, 10% энергии сохраняется;
2) энергия теряется, так как рассеивается в виде тепла;
3) энергия теряется, так как часть пищи организмами не усваивается.
10. Составьте пищевую цепь, используя всех названных представителей: крупная хищная птица, растение, бабочка, змея, лягушка. Укажите консумента III порядка в данной цепи. Сколько энергии переходит на уровень консумента III порядка, если чистая годовая первичная продукция экосистемы составляет 10 000 кДж? Ответ поясните.
Ответ
1) пищевая цепь: растение – бабочка – лягушка – змея – крупная хищная птица;
2) консумент III порядка – змея;
3) на уровень консумента III порядка переходит 10 кДж энергии;
4) с одного трофического уровня на другой переходит около 10% энергии.
11. Первичная годовая продукция экосистемы составляет 350 000 000 кДж. Постройте пирамиду энергии для данной экосистемы, учитывая, что максимальный трофический уровень в ней пятый. Укажите величину энергии, поступающей на каждый трофический уровень и экологическую роль организмов данного уровня.
Ответ
1) на рисунке в пирамиде 5 уровней, каждый уровень нарисован существенно меньшим, чем предыдущий (именно пирамида, а не прямоугольник, разделённый на уровни);
2) на нижнем уровне обозначено 350 000 000 кДж энергии, на следующем – 35 000 000, на третьем – 3 500 000, на четвёртом – 350 000 и на пятом – 35 000;
3) нижний уровень обозначен «продуценты», следующий – «консументы I» (или «консументы первого порядка»), третий – «консументы II» (или «консументы второго порядка»), четвёртый – «консументы III» (или «консументы третьего порядка») и пятый – «консументы IV» (или «консументы четвёртого порядка»).
12. Объясните, почему выращивать растительные культуры энергетически выгоднее, чем заниматься животноводством?
Ответ
1) растения занимают первый трофический уровень в агроэкосистеме;
2) энергию для набора биомассы растения получают из солнечного света;
3) животные находятся на втором трофическом уровне;
4) только 10% процентов энергии переходит с одного уровня на другой;
5) поэтому для того, чтобы прокормить скот, необходимо вырастить гораздо больше растений.
13. Что является главным источником энергии для организмов, обитающих на дне глубоководных экосистем в условиях недостаточности света и кислорода? Назовите организмы, приспособленные к жизни в данных условиях. Какую функциональную группу экосистемы они составляют?
Ответ
1) главным источником энергии является детрит – отмершие растения и погибшие животные;
2) детритофаги (раки, черви-трубочники), бактерии-сапротрофы;
3) детритофаги выполняют роль консументов;
4) бактерии-сапротрофы - роль редуцентов.
14. Объясните, почему не вся энергия, поступившая с пищей, расходуется на рост животного.
Ответ
1) часть пищи не переваривается и выводится из организмов в виде кала;
2) часть поглощенной энергии расходуется на поддержание жизнедеятельности (движение, обмен веществ и т.д.);
3) часть энергии превращается в тепловую и рассеивается в пространстве
15. При использовании ядохимикатов для борьбы с сельскохозяйственными насекомыми-вредителями вместе с ними погибают и другие животные. Почему при этом чаще погибают именно хищники, а не травоядные животные? Как называют эту группу препаратов?
Ответ
1) ядохимикаты передаются по пищевым цепям (аккумулируются);
2) чем выше трофический уровень, тем больше ядохимикатов накапливается в животном;
3) хищники находятся на высоких трофических уровнях;
4) инсектициды
16. Если слоненок в сутки употребляет примерно 10 кг пищи, то на сколько его масса может увеличиться в сутки? Куда затрачивается энергия пищи? Ответ поясните.
Ответ
1) прирост массы составит примерно 1 кг;
2) согласно правилу 10% (из всей энергии, поступившей с пищей, примерно 10% расходуется на рост тела);
3) большую часть энергии организм тратит на процессы жизнедеятельности: на движение, размножение, на транспорт веществ в организме и т.д.
4) часть энергии тратится на поддержание постоянной температуры тела.
17. По данным исследователей, в арктических почвах в большом количестве обитают представители нескольких групп цианобактерий, без которых невозможен сбалансированный круговорот веществ в данном регионе. В чём заключается роль цианобактерий в круговороте углерода и азота в арктических экосистемах? К какой функциональной группе арктических экосистем можно отнести цианобактерии?
Ответ
1) цианобактерии поглощают углекислый газ из воздуха в процессе фотосинтеза;
2) создают первичную продукцию для экосистем;
3) цианобактерии фиксируют атмосферный азот;
4) переводят азот в соединения, доступные для других организмов (микроорганизмов и растений);
5) цианобактерий относят к продуцентам.
18. В океанах на глубинах более 2000 м встречаются геотермальные источники под названием «чёрные курильщики». Вода источников богата сульфидами металлов и сероводородом. Растительных организмов поблизости нет. Однако в этой экосистеме присутствуют различные животные: черви, крабы, моллюски и рыбы. Объясните, почему в экосистеме «чёрных курильщиков» отсутствуют растения. Какие организмы создают здесь первичную продукцию? Перечислите, чем могут питаться животные, обитающие в этой экосистеме?
Ответ
1) на глубине отсутствует свет (растения не могут
фотосинтезировать на большой глубине);
2) первичную продукцию создают хемосинтезирующие бактерии (серобактерии);
3) животные питаются хемосинтезирующими бактериями (или вступают с ними в симбиоз – погонофоры);
4) животные питаются органическими остатками, которые оседают на дно;
5) животные питаются другими животными в этой экосистеме.
19. В XX веке массово применялся пестицид ДДТ для защиты урожая от различных вредителей (насекомых, моллюсков). Одним из следствий применения ДДТ стало исчезновение в Центральной России хищных птиц сапсанов. Причиной вымирания сапсанов явилось негативное воздействие ДДТ на кальциевый обмен в организме птиц. Как сказалось нарушение этого обмена на формирование яиц и развитие эмбрионов? Почему применение пестицидов привело к гибели сапсанов, если токсичная для беспозвоночных концентрация ДДТ была безвредна для птиц?
Ответ
1) истончалась скорлупа у яиц (яйца повреждались в том числе при насиживании);
2) нарушалось костеобразование (работа мышц, свертываемость крови, проведение нервного импульса) у эмбрионов;
3) сапсаны находятся в конце пищевой цепочки (на высоком трофическом уровне);
4) в их организмах накапливается высокая концентрация яда (они получают большую дозу ядов).
20. В практике сельского хозяйства широко используются ядохимикаты гербициды (лат. herba – трава) и инсектициды (лат. insecta – насекомые). На продуктивность какого трофического уровня агроценоза оказывает влияние каждое из этих веществ? Ответ поясните. Как изменяется видовое разнообразие животных агроценоза при использовании инсектицидов?
Ответ
1) гербициды оказывают влияние на первый трофический уровень;
2) гербициды используются для борьбы с сорняками;
3) инсектициды оказывают влияние на второй (третий, четвертый и т.д.) трофический уровень;
4) инсектициды используются для борьбы с насекомыми-вредителями;
5) снижается численность многих насекомых;
6) снижается численность насекомоядных животных (а также хищников выше по цепи питания).