
Задания части 2 ЕГЭ по теме «Обмен веществ»
1. Какие источники энергии используют автотрофы для синтеза органических веществ? Какую роль в сообществе играют автотрофные организмы?
Ответ
1) фотоавтотрофы используют энергию света (осуществляют фотосинтез);
2) хемоавтотрофы используют энергию окисления неорганических веществ (осуществляют хемосинтез);
3) автотрофы создают органические вещества для питания гетеротрофов (играют роль продуцентов);
4) фотоавтотрофы вырабатывают кислород для дыхания аэробных организмов.
2. Исследователи мирового океана обнаружили, что в глубоководных рифовых зонах, богатых сероводородом, встречаются «оазисы жизни». Живые организмы представлены здесь гигантскими червями, живущими в трубках, двустворчатыми моллюсками, креветками и даже некоторыми рыбами. Как вы объясните наличие жизни на такой глубине в полной темноте при невозможности фотосинтеза?
Ответ
1) на этих глубинах обитают хемотрофные серные бактерии;
2) они синтезируют органические вещества из неорганических, используя энергию, образующуюся при окислении сероводорода (до серы и далее);
3) серобактерии составляют первое звено пищевой цепи этой экосистемы (являются продуцентами);
4) серобактерии, находясь в симбиозе с червями и моллюсками, обеспечивают их питательными веществами;
5) по пищевым цепям органические вещества передаются другим обитателям этих экологических сообществ (зон).
3. В чём состоит сходство биосинтеза белка и фотосинтеза?
Ответ
1) оба процесса относятся к пластическому обмену;
2) из простых веществ синтезируются более сложные;
3) происходят затраты энергии АТФ.
4. На глубинах более 2000 м находятся экосистемы "чёрных курильщиков". Вокруг них воды богаты сероводородом и сульфидами различных металлов. Животный мир представлен моллюсками, крабами, некоторыми видами рыб. Почему в этих экосистемах отсутствуют растения? Объясните, как экосистема получает энергию для существования?
Ответ
1) в этих экосистемах отсутствуют растения, так как на такую глубину не проникает свет;
2) хемоавтотрофные серобактерии бактерии окисляют соединения серы;
3) хемоавтотрофные бактерии энергию химических реакций используют для синтеза органических веществ;
4) органические вещества по цепям питания передаются от бактерий другим организмам экосистемы черных курильщиков;
5) животные также питаются детритом (органическими остатками, которые поступают из верхних слоев океана).
5. Какова взаимосвязь между пластическим и энергетическим обменом веществ? Аргументируйте свой ответ.
Ответ
1) Для пластического обмена (для синтеза веществ) нужна энергия АТФ, которая образуется при энергетическом обмене.
2) Для энергетического обмена (для распада веществ) нужны белки-ферменты, которые образуются при пластическом обмене.
3) Для энергетического обмена нужны вещества (субстраты), которые синтезируются в результате пластического обмена.
6. В чем заключается сходство и различие автотрофного питания у фото- и хемосинтезирующих бактерий?
Ответ
сходства:
1) фотосинтез и хемосинтез – это процессы пластического обмена;
2) из углекислого газа и воды синтезируются углеводы;
различия:
3) при фотосинтезе используется энергия света, а при хемосинтезе – энергия окисления неорганических веществ;
4) при фотосинтезе выделяется кислород, при хемосинтезе – нет.
7. В чём проявляется сходство фотосинтеза и энергетического обмена веществ в клетке? Назовите не менее трёх сходств.
Ответ
1) Процессы протекают в двумембранных органоидах (хлоропласты, митохондрии).
2) В обоих процессах происходит синтез АТФ.
3) Процессы идут при участии ферментов.
8. Первые опыты по изучению фотосинтеза были проведены Дж. Пристли в 1770-1780-х гг. Он помещал в изолированный сосуд мышь, и вскоре мышь задыхалась. Когда же он вместе с мышью поместил растение, мышь прожила несколько дней (до окончания эксперимента), а у растения появились новые молодые побеги. Объясните результаты эксперимента Дж. Пристли. Что служило источником углерода для роста растения?
Ответ
1) в первом случае мышь израсходовала кислород в сосуде и умерла от удушья;
2) во втором случае растение выделяло кислород при фотосинтезе, поэтому мышь прожила до конца эксперимента;
3) источником углерода для роста растения послужил углекислый газ, выделяемый мышью при дыхании.
9. В каких реакциях обмена веществ вода участвует как исходный реагент? Приведите не менее двух примеров. Укажите, какие вещества кроме воды вступают в эти реакции и какие вещества являются продуктами реакций.
Ответ
1) гидролиз;
2) крахмал распадается до глюкозы (принимается любой вариант гидролиза)
3) фотолиз ИЛИ фотосинтез
4) вода распадается на кислород, протоны и электроны ИЛИ из углекислого газа и воды получается глюкоза и кислород.
10. При закладке на хранение клубней картофеля их масса к весне уменьшается. Объясните, почему. При каких условиях хранения уменьшение массы клубней будет идти медленнее? Аргументируйте свой ответ.
Ответ
1) в клетках клубня происходит дыхание;
2) крахмал распадается на глюкозу, глюкоза окисляется до углекислого газа и воды;
3) масса клубней уменьшается за счет того, что из клубня улетучиваются углекислый газ и вода;
4) при пониженных температурах;
5) активность ферментов дыхания при этом снизится.
11. В небольших помещениях с обилием комнатных растений ночью концентрация кислорода уменьшается. Объясните почему.
Ответ
1) ночью растения не фотосинтезируют, поэтому они не выделяют кислород;
2) ночью, как и днем, растения дышат, потребляя кислород и выделяя углекислый газ;
3) из-за дыхания большого количества растений концентрация кислорода в помещении уменьшается.

12. Экспериментатор решил изучить интенсивность основного обмена веществ у домовой мыши (Mus musculus). Для этого он вводил в брюшную полость мышам разные дозы гормона щитовидной железы в физиологическом растворе. Результаты эксперимента представлены на графике. Что такое основной обмен? На какой процесс в системе кровообращения расходуется энергия основного обмена? Как повлияло увеличение количества гормона щитовидной железы на теплоотдачу? Какие процессы могут служить объективными показателями интенсивности обмена веществ у теплокровных животных?
Ответ
1) количество энергии, выделяемое для поддержания жизнедеятельности организма (человек, теплокровного животного) при полном покое;
2) на механическую работу сердца (сокращение сердца);
3) теплоотдача повысилась;
4) выделение тепла (выделение пота)
5) поглощение кислорода (выделение углекислого газа, интенсивность дыхания).
13. Чем отличаются реакции ассимиляции от реакций диссимиляции в процессе обмена веществ?
Ответ
1) при реакциях ассимиляции образуются вещества более сложные, чем вступившие в реакцию, а при реакциях диссимиляции происходит образование более простых веществ.
2) реакции ассимиляции протекают с поглощением энергии, а реакции диссимиляции идут с выделением энергии;
3) в реакциях ассимиляции расходуется АТФ, в реакциях диссимиляции образуется АТФ.