Цветковые (покрытосеменные)

Цветковые (покрытосеменные)

ПОЧЕМУ ЦВЕТКОВЫЕ ДОМИНИРУЮТ В БИОСФЕРЕ (чем цветковые лучше остальных растений)
1. Только у цветковых имеются сосуды – самые совершенные проводящие элементы ксилемы.
2. Только у цветковых имеется цветок, за счет которого происходит опыление насекомыми. Этот тип опыления более надёжный, чем опыление ветром.
3. Только у цветковых происходит двойное оплодотворение, при котором кроме зиготы получается триплоидный эндосперм. Полиплоидность позволяет эндосперму накапливать больше запасных веществ.
4. Только у покрытосеменных семя покрыто околоплодником, который может принимать участие в защите и распространении семян.

ЦВЕТОК состоит из околоцветника (лепестков и чашелистиков) и репродуктивных частей – тычинок и пестиков.


При ОПЫЛЕНИИ пыльца оказывается на рыльце пестика. Вегетативная клетка пыльцы прорастает в пыльцевую трубку, растущую через столбик пестика по направлению к зародышевому мешку. Генеративная клетка пыльцы делится на два спермия, которые двигаются по пыльцевой трубке.

ДВОЙНОЕ ОПЛОДОТВОРЕНИЕ (оплодотворение двумя спермиями) открыл русский ученый С.Г.Навашин. Попав в зародышевый мешок

 

СЕМЯ (образуется из семязачатка) состоит из зародыша, эндосперма и семенной кожуры.

 

ПЛОД (образуется из завязи пестика) состоит из семени и околоплодника.


Дополнительные материалы

 ВИДЕО-УРОК  ПО ДАННОЙ ТЕМЕ: ссылка для донов, ссылка для мастер-группы

ПОДРОБНЫЕ КОНСПЕКТЫ: Чем цветковые (покрытосеменные) растения лучше всех остальных, Оплодотворение у цветковых растений, Семена и плоды


ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 2 ЕГЭ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ

Задания части 1

ЦВЕТОК
Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие структуры цветкового растения являются генеративными?

1) тычинки
2) споры
3) пестики
4) заросток
5) камбий

13


Выберите три варианта. Какую функцию выполняет цветок растения?
1) опыление
2) поглощение веществ
3) оплодотворение
4) вегетативное размножение
5) отложение запасных веществ
6) формирование семян и плодов

136


Двойное оплодотворение
Установите соответствие между характеристиками и элементами строения, обозначенными цифрами на рисунке. Запишите цифры в порядке, соответствующем буквам.
А) часть женского гаметофита
Б) мужской гаметофит
В) зародыш спорофита

236


Двойное оплодотворение
Установите соответствие между характеристиками и элементами строения, обозначенными цифрами на рисунке. Запишите цифры в порядке, соответствующем буквам.

А) соцветие

Б) завязь пестика

В) элемент околоцветника

731


Двойное оплодотворение
Установите соответствие между характеристиками и элементами строения, обозначенными цифрами на рисунке. Запишите цифры в порядке, соответствующем буквам.

А) там находится семязачаток
Б) место начала прорастания пыльцы
В) редуцированный элемент строения, свидетельствующий о способе опыления – ветром

321


Двойное оплодотворение
Установите соответствие между характеристиками и элементами строения, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3, 4. Запишите цифры 1-4 в порядке, соответствующем буквам.
А) создаёт большую площадь для улавливания пыльцы
Б) имеет большие размеры для производства большого количества пыльцы
В) считается редуцированным элементом цветка
Г) является местом прорастания пыльцевых зёрен
Д) является местом протекания двойного оплодотворения
Е) созревает в плод

241233


Двойное оплодотворение
Установите соответствие между характеристиками и элементами строения цветка, обозначенными цифрами на рисунке. Запишите цифры в порядке, соответствующем буквам.
А) околоцветник
Б) элемент мужской части цветка (андроцея)
В) элемент чашечки

857


Двойное оплодотворение
Установите соответствие между характеристиками и элементами строения цветка, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3, 4. Запишите цифры 1-4 в порядке, соответствующем буквам.
А) участвует в двойном оплодотворении
Б) является женским гаметофитом
В) является местом начала прорастания пыльцевой трубки
Г) становится околоплодником
Д) образует семенную кожуру
Е) образует влажную камеру для семязачатка

331242


СОБИРАЕМ:
Б) образуется из макроспоры
Д) улавливает пыльцу
Е) участвует в оплодотворении
Е) обеспечивает защиту семязачатка

Двойное оплодотворение
Установите соответствие между характеристиками и элементами диаграммы цветка, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3, 4. Запишите цифры 1-4 в порядке, соответствующем буквам.
А) тычинки в количестве, кратном 5
Б) околоцветник является двойным
В) семязачатки в замкнутой камере завязи
Г) элементы, служащие для привлечения насекомых
Д) лепестки образуют венчик
Е) мужская составляющая цветка

241332


Двойное оплодотворение
Установите соответствие между характеристиками и соцветиями, обозначенными на рисунке цифрами. Запишите цифры в порядке, соответствующем буквам.
А) сложное соцветие
Б) соцветие колос
В) соцветие пшеницы

242


Двойное оплодотворение
Установите соответствие между характеристиками и соцветиями, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2, 3. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) характерно для астры, ромашки, одуванчика
Б) очередное расположение одиночных цветков на центральной оси
В) созревание плодов зерновок
Г) ось соцветия мясистая
Д) формирование семянок
Е) имеется у ржи, пшеницы, ячменя

312332

 


Установите соответствие между характеристиками и соцветиями, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2, 3. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) может содержать трубчатые цветки
Б) цветки развиваются в плод зерновка
В) характерно для злаков
Г) характерно для смородины
Д) цветки развиваются в плод семянка
Е) характерно для семейства Крестоцветные

211323

 

СОБИРАЕМ
1) имеют ландыш, смородина, черёмуха
3) из фертильных (способных давать плоды) цветков формируются семянки


ОПЫЛЕНИЕ
Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие утверждения об опылении являются верными?

1) При прорастании пыльцевого зерна вегетативная клетка делится мейозом.
2) Ветроопыляемые цветки не имеют завязи.
3) Опыление предшествует оплодотворению.
4) Опыление у сосны осуществляется как ветром, так и насекомыми.
5) После опыления происходит прорастание пыльцевого зерна.
6) Опылением называют распространение пыльцевых зерен у семенных растений.

356


ОПЫЛЕНИЕ НАСЕКОМЫМИ-ВЕТРОМ
1. Установите соответствие между признаком растения и способом его опыления: 1) насекомыми, 2) ветром. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) обычно растут группами, образуя заросли или рощи
Б) цветки имеют яркую окраску венчика
В) цветки содержат нектар
Г) цветки с редуцированным околоцветником
Д) образуют много мелкой, сухой и лёгкой пыльцы в тычинках
Е) цветки имеют запах

211221


2. Установите соответствие между приспособлением растения к опылению растения и его способом: 1) насекомыми, 2) ветром. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) наличие в цветках нектара
Б) заметная окраска венчика
В) длинные висячие тычинки
Г) цветки с крупными пушистыми рыльцами пестика
Д) цветки имеют запах
Е) крупные одиночные цветки

112211


3. Установите соответствие между характеристиками растений и способами их опыления: 1) насекомыми, 2) ветром. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) венчик яркоокрашенный
Б) пыльца крупная, липкая
В) околоцветник редуцирован, пыльники крупные
Г) цветение до появления листьев
Д) наличие нектара в цветках
Е) рыльце пестика крупное, мохнатое

112212


4. Установите соответствие между строением цветка и способом опыления такого цветка: 1) ветром, 2) насекомыми. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) яркий крупный венчик
Б) цветение и опыление происходит до появления листьев
В) в цветках имеются нектарники
Г) пестик с пушистым крупным рыльцем
Д) тычинки на длинных тычиночных нитях
Е) цветки имеют запах

212112


5. Установите соответствие между особенностями цветков и способами их опыления: 1) ветер, 2) насекомые. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) легкая мелкая сухая пыльца
Б) отсутствие нектарников, запаха
В) яркая окраска венчика
Г) цветки одиночные крупные
Д) цветение до появления листьев
Е) пыльца липкая

112212


В Подмосковье провели опыт. На клеверном поле установили несколько каркасов, обтянутых светопроницаемой тканью, но не допускающих насекомых к цветкам. Через несколько дней цветение клевера на открытых пространствах завершилось, а клевер под каркасом продолжал цвести. Методом смывания сравнили массу нектара в цветках клевера. Как изменилась концентрация нектара:
А) в опылённых цветках,
Б) в неопылённых цветках,
В) в нераскрывшихся цветках?
Для каждой группы цветков определите соответствующий характер изменения концентрации нектара: 1) увеличилась 2) уменьшилась 3) не изменилась. Цифры в ответе могут повторяться.

213


Часто в теплице с цветущими огурцами можно наблюдать фермера с кисточкой в руках. Он поочередно обмахивает кистью цветки каждого растения. (А) С какой целью фермер это делает? (Б) Почему такие действия необходимы именно в в теплице, а не на открытом грунте? (В) Почему многие современные сорта не требуют таких манипуляций? Запишите три цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) современные сорта размножаются вегетативно
2) устраняет паразитических насекомых
3) в теплице высокая температура и влажность
4) обеспечивает искусственное опыление
5) современные сорта размножаются за счет партеногенеза
6) современные сорта имеют устойчивость к вредителям
7) в теплице высокая концентрация насекомых-вредителей
8) в теплице нет ветра и опылителей

485


Большинство цветковых растений опыляется ветром или с помощью животных. (А) На что растение расходует дополнительные затраты энергии при опылении животными? (Б) На что растение расходует дополнительные затраты энергии при опылении ветром? (В) Какие преимущества растение получает получает при опылении с помощью животных, а не с помощью ветра? Запишите цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) увеличение генетического разнообразия гамет
2) увеличение генетического разнообразие потомков
3) образование эндосперма при двойном оплодотворении
4) распространение животными семян и плодов
5) крупный околоцветник, нектар и пахучие вещества
6) образование большого количества пыльцы
7) повышение вероятности опыления
8) цветение до распускания листьев

567


Яблоко
На рисунках представлено строение пыльцевых зерен тыквы обыкновенной (Cucurbita pepo) и сосны обыкновенной (Pinus sylvestris). (А) На каком рисунке изображена пыльца сосны? (Б) Какой тип опыления характерен для сосны? (В) По каким признакам это можно определить? (Г) Какое значение имеют эти признаки для указанного типа опыления? Для вопроса А напишите число, для вопросов Б-В выберите цифры из списка. Цифры в ответе могут повторяться.
1) снижается количество образуемой пыльцы
2) опыление животными
3) снижается масcа пыльцы
4) крупная пыльца с шероховатой поверхностью
5) обеспечивается налипание пыльцы на тело опылителя
6) опыление ветром
7) мелкая пыльца с воздушными мешками
8) самоопыление

1673


ОПЛОДОТВОРЕНИЕ
1. Выберите три варианта. Процесс оплодотворения у цветковых растений характеризуется

1) образованием цветка
2) слиянием спермия с центральной клеткой
3) формированием пыльцевого зерна
4) слиянием спермия и яйцеклетки
5) образованием зиготы в зародышевом мешке
6) делением зиготы путем мейоза

245


2. Выберите три варианта. Чем характеризуется оплодотворение у покрытосеменных растений?
1) происходит слияние ядер женской и мужской гамет
2) яйцеклетка окружается большим числом сперматозоидов
3) гаплоидное ядро гаметы сливается с диплоидной центральной клеткой
4) в процессе участвуют подвижные мужские гаметы
5) процесс может происходить вне организма
6) происходит в зародышевом мешке взрослого организма

136


3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В процессе двойного оплодотворения у цветковых растений происходит
1) образование тычинок
2) слияние спермия и центрального ядра
3) формирование пыльцевого зерна
4) слияние спермия и яйцеклетки
5) образование зиготы
6) образование плода

245


Известно, что у покрытосеменных растений происходит двойное оплодотворение. Один спермий оплодотворяет яйцеклетку, из которой потом развивается зародыш, а второй спермий оплодотворяет центральную клетку, из которой потом развивается триплоидный эндосперм. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже текста три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В результате первого оплодотворения образуется зигота.
2) В процессе размножения происходит деление клетки пополам.
3) Потомство сохраняет все наследственные признаки родителя.
4) Центральная клетка диплоидна.
5) Зародыш развивается из диплоидной зиготы.
6) В размножении участвуют части растения.

145



Установите соответствие между характеристиками и элементами строения гаметофитов покрытосеменных, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3, 4. Запишите цифры 1-4 в порядке, соответствующем буквам.
А) участвует в образовании эндосперма, изначально находясь в зародышевом мешке
Б) половая клетка, изначально находящаяся в семязачатке
В) развивается в пыльцевую трубку
Г) пассивно движется по пыльцевой трубке
Д) образует зиготу, сливаясь с одним из спермиев
Е) является результатом слияния двух гаплоидных ядер

431234



Установите соответствие между характеристиками и процессами: 1) А, 2) Б. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) образование центральной диплоидной клетки
Б) осуществление микроспорогенеза
В) формирование яйцеклетки
Г) образование пыльцевого зерна
Д) протекание в семязачатке
Е) образование большого количества микроспор

212121



Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3. Запишите указанные цифры в порядке, соответствующем буквам.
А) женский гаметофит
Б) результат редукционного деления
В) участвует в двойном оплодотворении
Г) диплоидная клетка семязачатка
Д) формируется из мегаспоры митозом
Е) способна делиться мейозом

323131



Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3. Запишите указанные цифры в порядке, соответствующем буквам.
А) образуется при митозе генеративной клетки
Б) при оплодотворении формирует зиготу
В) гаплоидная клетка женского гаметофита
Г) перемещается по пыльцевой трубке
Д) образуется слиянием двух ядер зародышевого мешка
Е) при оплодотворении образует триплоидную клетку

211233



Установите соответствие между характеристиками и гаметофитами растений, обозначенными цифрами 1 и 2 на рисунке. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) формируется из мегаспоры
Б) имеет антеридии и архегонии
В) содержит диплоидную центральную клетку
Г) прикрепляется к субстрату ризоидами
Д) развивается внутри спорофита
Е) многоклеточный заросток

212121



Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1-4. Запишите цифры 1-4 в порядке, соответствующем буквам.
А) содержит семязачатки
Б) часть мужского гаметофита
В) содержит микроспорангий
Г) включает рыльце, столбик и завязь
Д) образуется при митозе мегаспоры
Е) гаплоидные клетки

231243


СОБИРАЕМ
генеративный орган цветковых растений, служащий для защиты и распространения семян

Двойное оплодотворение
ОПЛОДОТВОРЕНИЕ КРОМЕ
1. Все приведённые ниже термины, кроме двух, используются для описания изображенного на рисунке процесса двойного оплодотворения у цветковых растений. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) пыльцевая трубка достигает зародышевого мешка
2) в оплодотворении участвуют вегетативная клетка и спермий
3) из материнских клеток спор образуются микро и макроспоры
4) гаметы – спермии и яйцеклетки – образуются в результате мейоза микроспор
5) яйцеклетка оплодотворяется одним спермием, а другой спермий оплодотворяет центральную клетку.

24


2. Все приведённые ниже термины, кроме двух, используют для описания двойного оплодотворения у покрытосеменных. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) опыление
2) триплоидная клетка
3) зигота
4) мейоз
5) зародышевый мешок

14


3. Все приведённые ниже процессы, кроме двух, характеризуют двойное оплодотворение у покрытосеменных. Определите два процесса, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) образование триплоидной клетки
2) образование бластомеров
3) оплодотворение яйцеклетки
4) попадание пыльцы на рыльце пестика
5) слияние спермия с диплоидной центральной клеткой

24


Экспериментатор использовал химикаты для подавления развития пыльцевой трубки у самоопыляющегося растения. Как изменится:
А) количество плодов
Б) количество семян
В) количество семязачатков
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: (1) увеличилась, (2) уменьшилась, (3) не изменилась. Цифры в ответе могут повторяться.

223



СЕМЯ
Установите соответствие между характеристиками и частями семени, обозначенными на рисунке цифрами 1 и 2. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) обеспечивает фотосинтез после прорастания
Б) имеет тройной набор хромосом
В) имеет в своём составе семядолю
Г) образуется из центральной клетки зародышевого мешка
Д) содержит в клетках запас крахмала
Е) формируется при слиянии яйцеклетки и спермия

212112



Установите соответствие между характеристиками и семенами или элементами их строения, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3, 4. Запишите цифры 1-4 в порядке, соответствующем буквам.

А) элементы строения, определяющие принадлежность к классу
Б) характер развития элемента определяет тип корневой системы
В) не содержит эндосперма
Г) является плодом
Д) являются ювенильными листьями
Е) элементы строения, определяющие тип прорастания семени (надземное, подземное)

342133



Установите соответствие между характеристиками и семенами или элементами их строения, обозначенными цифрами на рисунке выше. Запишите эти цифры в порядке, соответствующем буквам. Цифры в ответе могут повторяться.

А) внезародышевая запасающая ткань
Б) у одного из представленных семян - всасывает вещества из эндосперма
В) у одного из представленных семян - запасающая ткань с диплоидным набором хромосом

633



Установите соответствие между характеристиками и структурами семени томата, обозначенными цифрами 1-3 на рисунке выше. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.

А) образуется из зиготы
Б) развивается в спорофит
В) содержит триплоидные клетки
Г) развивается из оплодотворенной центральной клетки зародышевого мешка
Д) формируется из покровов семязачатка
Е) выполняет защитные функции

113322



Рассмотрите рисунок, на котором показаны начальные стадии развития двудольного растения с момента оплодотворения. Установите соответствие между характеристиками и объектами на рисунке, обозначенными цифрами. Запишите эти цифры в порядке, соответствующем буквам.

А) у бобовых накапливает питательные вещества
Б) формирует орган, который подвергается пикировке
В) формирует конус нарастания стебля
Г) формирует первые настоящие листья
Д) результат оплодотворения яйцеклетки
Е) многоклеточный зародыш

243315


ПЛОД
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Плодом является

1) клубень картофеля
2) ягода арбуза
3) боб гороха
4) кочан капусты
5) корнеплод свёклы
6) коробочка мака

236


Экспериментатор поместил зерновки пшеницы в сушильный шкаф. Как изменились:
А) концентрация солей,
Б) количество воды,
В) концентрация крахмала в клетках семян?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: (1) увеличилась, (2) уменьшилась, (3) не изменилась. Цифры в ответе могут повторяться.

121


Яблоко
Установите соответствие между характеристиками и частями плода яблони, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) формируется из семязачатка
Б) развивается в результате деления зиготы и триплоидной клетки
В) образуется из стенок завязи и цветоложа
Г) способствует распространению и расселению семян
Д) имеется только у цветковых растений
Е) содержит зародыш и две семядоли

221112


Яблоко
Установите соответствие между характеритисками и частями плода, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2, 3. Запишите указанные цифры в порядке, соответствующем буквам.
А) содержит зародыш
Б) может быть и сухим, и сочным
В) прорастает в благоприятных условиях
Г) транспортирует вещества к плоду
Д) образован из семяпочки
Е) защищает семя

232123



Установите соответствие между характеристиками и плодами, обозначенными цифрами на рисунке. Запишите цифры в порядке, соответствующем буквам. Цифры в ответе могут повторяться.
А) плод такого же типа характерен для яблони, груши
Б) плод такого же типа характерен для томата, картофеля
В) плод такого же типа характерен для пырея, мятлика

652



Установите соответствие между характеристиками и плодами, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2, 3, 4. Запишите цифры 1-4 в порядке, соответствующем буквам.
А) околоплодник срастается с семенной кожурой
Б) в семени (семенах) содержится зародыш с одной семядолей
В) характерен для бобовых
Г) отличается от плода боб расположением семян
Д) характерен для подсолнечника, василька, репейника
Е) претерпевает созревание в соцветии корзинка

223411



Установите соответствие между характеристиками и плодами, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2, 3. Запишите указанные цифры в порядке, соответствующем буквам.
А) плод однодольного растения
Б) формируется у растения с корневыми клубеньками
В) развивается в соцветии початок
Г) развивается в соцветии корзинка
Д) характерен для осота и чертополоха
Е) характерен для сои и арахиса

121332


ЦИКЛ ЦВЕТКОВЫХ
1. Установите последовательность процессов оплодотворения цветковых растений

1) образование зиготы
2) прорастание вегетативной клетки в пыльцевую трубку
3) перемещение спермиев к пыльцевходу
4) соединение спермия с яйцеклеткой

2341


2. Установите последовательность процессов, происходящих при размножении и развитии цветковых растений, начиная с момента формирования пыльцы. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) проникновение спермиев в зародышевый мешок
2) образование триплоидной клетки
3) прорастание пыльцевой трубки
4) формирование семени из семязачатка
5) образование генеративной и вегетативной клеток

53124


3. Установите последовательность этапов индивидуального развития однолетнего покрытосеменного растения из семени
1) образование плодов и семян
2) появление вегетативных органов
3) появление цветков, опыление
4) оплодотворение и формирование зародыша
5) прорастание семени

52341


4. Установите последовательность процессов, происходящих при размножении цветковых растений. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) формирование зиготы и эндосперма
2) проникновение спермиев в семязачаток
3) перенос пыльцы на рыльце пестика
4) слияние спермиев с ядрами зародышевого мешка
5) формирование пыльцевой трубки

35241


5. Установите последовательность процессов опыления и оплодотворения у цветковых растений. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) образование двух спермиев
2) созревание пыльцы
3) слияние спермия с яйцеклеткой
4) проникновение пыльцевой трубки в восьмиядерный зародышевый мешок

2143


6. Установите правильную последовательность образования зиготы у покрытосеменных растений. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Образование гаплоидной макроспоры
2) Мейоз
3) Образование восьмиядерного зародышевого мешка
4) Формирование яйцеклетки
5) Оплодотворение
6) Митоз
7) Зигота

2163457


7. Установите последовательность процессов опыления и оплодотворения. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) рост пыльцевой трубки
2) образование зиготы
3) попадание пыльцевого зерна на рыльце пестика
4) проникновение спермиев в зародышевый мешок
5) оплодотворение яйцеклетки

31452


8. Установите последовательность стадий в жизненном цикле вишни, начиная с образования зиготы. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) образование макроспор
2) образование гаметофита
3) двойное оплодотворение
4) образование зиготы
5) созревание семени

45123


Яблоко
Рассмотрите схему жизненного цикла покрытосеменных растений. Установите соответствие между структурами растения и набором хромосом, который содержится в клеточных ядрах этих структур: 1) гаплоидный, 2) диплоидный, 3) триплоидный. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) 1
Б) 2
В) 3
Г) 4
Д) 5
Е) 6

111232


ЦВЕТКОВЫЕ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В процессе размножения и развития покрытосеменных растений происходит

1) формирование пыльцы
2) образование семязачатка в завязи пестика
3) формирование заростка с ризоидами
4) двойное оплодотворение
5) формирование гаплоидного эндосперма
6) расселение с помощью спор

124


2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Укажите признаки покрытосеменных растений.
1) Оплодотворение происходит с участием воды.
2) Спорофит представлен спорангием со спорами.
3) Гаметофит представлен пылинкой или зародышевым мешком.
4) Характерно двойное оплодотворение.
5) Семена располагаются открыто на чешуях побегов.
6) Встречаются все жизненные формы.

346


3. Выберите три верных ответа из шести. Покрытосеменные, в отличие от растений других отделов, имеют
1) плоды с семенами
2) разнообразные цветки
3) семязачатки внутри завязи пестика
4) корни, стебли, листья
5) видоизмененные побеги
6) развитые механические и покровные ткани

123


Злак
ЦВЕТКОВЫЕ РИС
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для отдела, к которому относится растение, изображенное на рисунке?

1) двойное оплодотворение
2) преобладание в цикле развития спорофита
3) редукция гаметофита
4) стебель соломина
5) соцветие сложный колос
6) вставочный рост

123


Злак
2. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для отдела, представитель которого изображён на рисунке?
1) образуют семена
2) нуждаются в воде для оплодотворения
3) имеют только придаточные корни
4) доминирующая стадия – спорофит
5) подавляющее большинство форм – древесные растения
6) мужской гаметофит представлен пыльцевым зерном

146



3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для изображенного на рисунке водного растения?
1) расположение устьиц на верхней поверхности листьев
2) отсутствие корней
3) формирование плодов
4) наличие таллома или слоевища
5) ветроопыление
6) двойное оплодотворение

136


ЦВЕТКОВЫЕ - ВОДОРОСЛИ
Установите соответствие между характеристиками и отделами растений: 1) Зеленые водоросли, 2) Покрытосеменные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) в клетках содержатся разнообразные пластиды
Б) хорошо развиты органы и ткани
В) в клетках может присутствовать клеточный центр
Г) образует подвижные гаметы
Д) зигота делится мейозом
Е) в жизненном цикле преобладает спорофит

221112


Одуванчик и спироигра
ЦВЕТКОВЫЕ - ВОДОРОСЛИ РИС.
Установите соответствие между характеристиками и представителями растений, изображенными на рисунке. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) организм прикреплен к субстрату
Б) тело представлено слоевищем
В) в клетках присутствуют разнообразные пластиды
Г) характерно семенное размножение
Д) имеют вегетативные и генеративные органы
Е) образует зимующую зигоспору

121112


ЦВЕТКОВЫЕ - МХИ
1. Установите соответствие между признаками и отделами растений, для которых они характерны: 1) Моховидные, 2) Покрытосеменные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) взрослая форма представлена спорофитом
Б) в цикле развития преобладает гаметофит
В) корни отсутствуют
Г) растения имеют цветок и плод
Д) опыление происходит при помощи ветра и насекомых
Е) споры развиваются в коробочке

211221


2. Установите соответствие между процессами в жизненных циклах и отделами растений: 1) Покрытосеменные, 2) Моховидные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) участие воды в оплодотворении
Б) образование спорогона на гаметофите
В) формирование мегаспоры в семязачатке
Г) образование протонемы
Д) митоз генеративной клетки пыльцового зерна
Е) двойное оплодотворение

221211


ЦВЕТКОВЫЕ - ПАПОРОТНИКИ
1. Установите соответствие между особенностями развития растений и отделами, для которых они характерны: 1) Папоротниковидные, 2) Цветковые. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) размножение спорами
Б) образование на заростке мужских и женских половых клеток
В) опыление ветром и насекомыми
Г) двойное оплодотворение
Д) образование семян внутри плода
Е) образование спор на нижней поверхности листьев

112221


2. Установите соответствие между признаками и отделами растений: 1) Цветковые, 2) Папоротниковидные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) развитие заростка
Б) редукция гаметофита до нескольких клеток
В) расселение спорами
Г) оплодотворение при наличии воды
Д) осуществление опыления и оплодотворения
Е) развитие зародышевого мешка в семязачатке

212211


ЦВЕТКОВЫЕ В ОТЛИЧ. ОТ ГОЛОСЕМЕННЫХ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Покрытосеменные растения в отличие от голосеменных:

1) Способны образовывать обширные леса
2) Характеризуются многообразием жизненных форм
3) Размножаются семенами
4) Опыляются насекомыми и птицами
5) Имеют хорошо развитые вегетативные органы
6) Образуют сочные и сухие плоды

246


2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Покрытосеменные, в отличие от голосеменных,
1) являются многолетними растениями
2) содержат хлоропласты с хлорофиллом
3) имеют цветки и соцветия
4) образуют плоды с семенами
5) представлены тремя жизненными формами
6) размножаются семенами

345


3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Что позволило покрытосеменным, в сравнении с голосеменными растениями, занять господствующее положение на Земле?
1) расположение семян внутри плодов
2) наличие в клетках хлоропластов
3) симбиоз с бактериями и грибами
4) наличие цветка
5) двойное оплодотворение
6) размножение семенами

145


4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Покрытосеменные растения, в отличие от голосеменных, заняли господствующее положение на Земле в связи с тем, что у них
1) появился орган размножения – цветок
2) размножение зависит от наличия в окружающей среде воды
3) размножение осуществляется семенами
4) разнообразные жизненные формы
5) возможно опыление насекомыми
6) появились разнообразные ткани

145


ЦВЕТКОВЫЕ - ГОЛОСЕМЕННЫЕ
1. Установите соответствие между особенностью оплодотворения и отделом растений, для которых она характерна: 1) покрытосеменные, 2) голосеменные

А) участвуют два спермия
Б) участвует один спермий
В) образуется триплоидный эндосперм
Г) яйцеклетки развиваются в женских шишках
Д) спермий сливается с центральной диплоидной клеткой зародышевого мешка

12121


2. Установите соответствие между отделом растений и особенностями спорофита его представителей: 1) Голосеменные, 2) Покрытосеменные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) жизненная форма – в основном деревья
Б) жизненная форма – травы, кустарники, деревья
В) имеются специальные органы для вегетативного размножения
Г) отсутствуют специальные органы для вегетативного размножения
Д) ксилема представлена сосудами
Е) ксилема представлена трахеидами

122121


3. Установите соответствие между признаками и отделами растений, для которых они характерны: 1) Голосеменные, 2) Покрытосеменные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) представлены всеми жизненными формами
Б) опыляются только ветром
В) имеют разнообразные соцветия
Г) наличие семян в шишках
Д) наличие триплоидного эндосперма в семени
Е) не имеют плодов

212121



Проанализируйте таблицу «Отделы растений». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из представленного списка.

1) заросток
2) овёс
3) фасоль
4) мохообразные
5) коробочка (спорогон)
6) двойное оплодотворение
7) водоросль
8) хвощ полевой

712


НАБОРЫ ЦВЕТКОВЫХ
1. Какой хромосомный набор характерен для клеток зародыша семени, эндосперма семени, листьев ячменя? Запишите три числа в порядке, указанном в задании, без разделителей (пробелов, запятых и т.п.).

232


2. Какой хромосомный набор характерен для клеток эндосперма семян, яйцеклетки и корня цветкового растения? Запишите три цифры в порядке, указанном в задании, без разделителей (пробелов, запятых и т.п.).

312


3. Какой хромосомный набор характерен для клеток эндосперма семени, спермия и листьев вишни? Запишите три цифры в порядке, указанном в задании, без разделителей (пробелов, запятых и т.п.).

312


4. Какой хромосомный набор характерен для вегетативной, генеративной клеток и спермиев пыльцевого зерна цветкового растения? Запишите три числа в порядке, указанном в задании, без разделителей (пробелов, запятых и т.п.).

111


ЦВЕТКОВЫЕ-2
Какой хромосомный набор характерен для макроспоры, из которой в дальнейшем формируется восьмиядерный зародышевый мешок, и яйцеклетки цветкового растения? Запишите два числа в порядке, указанном в задании, без разделителей (пробелов, запятых и т.п.).

11


ЦВЕТКОВЫЕ-1
1. Из мегаспоры свеклы обыкновенной в результате митоза образовался 8-ядерный зародышевый мешок, ядра которого содержат по 9 хромосом. Определите количество хромосом в мегаспоре. В ответ запишите только количество хромосом.

9


2. Из генеративной клетки пыльцевого зерна красной смородины в результате митоза образовался спермий, содержащий 8 хромосом. Определите количество хромосом в генеративной клетке пыльцевого зерна. В ответе запишите только количество хромосом.

8


3. Из мегаспоры земляники лесной в результате митоза образовались клетки, которые содержат по 7 хромосом. Определите количество хромосом мегаспоры. В ответе запишите только соответствующее число.

7


4. В микроспоре вишни содержится 16 хромосом. Определите количество хромосом в генеративной клетке пыльцевого зерна вишни. В ответ запишите только соответствующее число.

16


5. Какой хромосомный набор характерен для макроспоры, из которой в дальнейшем формируется восьмиядерный зародышевый мешок и яйцеклетка цветкового растения? В ответ запишите только число.

1


6. В соматической клетке спорофита цветкового растения 24 хромосомы. Сколько хромосом в микроспоре этого растения? В ответе запишите только число.

12


7. В клетке листа кукурузы 20 хромосом. Сколько хромосом имеет центральная клетка зародышевого мешка кукурузы до оплодотворения? В ответе запишите только количество хромосом.

20


8. У черной смородины в клетках верхушечной меристемы содержится 18 хромосом. Сколько хромосом содержится в вегетативной клетке пыльцевого зерна красной смородины? В ответ запишите только число.

9


9. У белой смородины в клетках семязачатка содержится 26 хромосом. Сколько хромосом содержится в центральной клетке зародышевого мешка красной смородины? В ответ запишите только число.

26


Жизненный цикл мха
СРАВНЕНИЕ ВСЕХ ОТДЕЛОВ
1. Все представленные на рисунках 1–4 объекты относятся к одной стадии жизненных циклов растений различных отделов. Как называют эту стадию?

гаметофит



2. Установите соответствие между характеристиками и объектами, обозначенными на рисунках выше цифрами 1, 2, 3, 4. Запишите цифры 1-4 в порядке, соответствующем буквам.

А) содержит вегетативную клетку (ядро)
Б) имеет микроскопические размеры, в клетках происходит фотосинтез
В) содержит два спермия
Г) развивается из протонемы (предростка)
Д) является результатом трёхкратного деления макроспоры митозом
Е) образуется в пыльниках

323143


Жизненный цикл мха
3. Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше цифрами 2, 3, 4. Запишите указанные цифры в порядке, соответствующем буквам.

А) содержит вегетативную и генеративную клетки
Б) развивается в женской шишке
В) формирует гаплоидный эндосперм
Г) содержит мужские и женские половые органы (архегонии и антеридии)
Д) требует капельно-жидкой воды для оплодотворения
Е) имеет воздушные мешки

344223



4. Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2, 3, 4. Запишите цифры 1-4 в порядке, соответствующем буквам.

А) орган, характерный для высших споровых растений, кроме папоротниковидных и моховидных
Б) является неспособным к самостоятельному существованию спорофитом
В) образует половые клетки
Г) имеет покрывальце
Д) развивается из споры
Е) развивается на гаметофите

412321



5. Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными цифрами на рисунке. Запишите цифры в порядке, соответствующем буквам.

А) структура, процессы на(в) которой проходят с обязательным участием капельножидкой воды
Б) мужской репродуктивный орган
В) весенний побег

254



6. Установите соответствие между характеристиками и растениями, изображенными на рисунках 1, 2, 3. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.

А) защита семязачатков лишь семенными чешуями
Б) характерно двойное оплодотворение
В) опыление шмелями
Г) высшее споровое растение
Д) эндосперм гаплоидный
Е) образование зиготы на сердцевидном гаметофите

233121



7. Установите соответствие между характеристиками и растениями, изображенными на рисунках. Запишите цифры в порядке, соответствующем буквам.

А) растение, у которого предназначенные для размножения клетки созревают в коробочке
Б) растение, имеющее триплоидный эндосперм
В) растение, которое накапливает кремний в тканях

436



8. Установите соответствие между характеристиками и растениями, обозначенными на рисунках выше цифрами 1, 2, 3. Запишите указанные цифры в порядке, соответствующем буквам.

А) преобладание гаметофита над спорофитом
Б) ветроопыление
В) размножение семенами
Г) наличие заростка в жизненном цикле
Д) отсутствие корней
Е) развитие из протонемы

233122



9. Установите соответствие между характеристиками и растениями, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3. Запишите указанные цифры в соответствии с порядком букв.

А) симбиоз с клубеньковыми бактериями
Б) наличие заростка в жизненном цикле
В) создание спор в коробочке
Г) участие в торфообразовании
Д) гаметофит – листостебельное растение
Е) двойное оплодотворение

123331



10. Установите соответствие между характеристиками и растениями, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3. Запишите указанные цифры в соответствии с порядком букв.

А) сетчатое жилкование листьев
Б) наличие подземного корневища
В) формирование спороносных колосков
Г) одна семядоля в семени
Д) количество лепестков, кратное 3

Е) вторичное утолщение за счёт камбия

233112



Рассмотрите растения, изображенные на рисунках. (А) Определите отдел, к которому относят растение 1. (Б) По каким признакам можно установить принадлежность растения 1 к этому отделу? (В) Чем представлен гаметофит растения 1? (Г) Чем представлен гаметофит растения 2? Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам.

1) ризоиды, спорофит в виде коробочки на верхушке побега
2) Хвощевидные
3) плод с семенами
4) пыльцевое зерно и зародышевый мешок
5) членистый стебель, спороносный колосок на верхушке побега
6) Моховидные
7) заросток
8) Плауновидные

2574


Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания спор у высших растений. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) развиваются на гаметофите
2) образуются в результате мейоза
3) образуются в результате оплодотворения
4) содержат гаплоидный набор хромосом
5) созревают в завязи пестика

13


Растительная клетка претерпела мейоз. Три из образовавшихся клеток деградировали, а оставшаяся поделилась митозом. Далее процесс митоза повторился для дочерних клеток синхронно еще два раза. Сколько клеточных ядер получилось в итоге? В ответ запишите только количество ядер.

8


ДИПЛОИДНОСТЬ РАСТЕНИЙ
Выберите две клетки, в которых набор хромосом диплоиден. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Клетки заростка папоротника
2) Клетки коробочки мха
3) Спермии ржи
4) Споры хвоща
5) Клетки камбия липы

25


ГАПЛОИДНОСТЬ РАСТЕНИЙ
1. Выберите клетки, в которых набор хромосом гаплоиден. Определите три верных утверждения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) клетки заростка папоротника
2) клетки коробочки мха
3) клетки камбия липы
4) спермии ржи
5) клетки эндосперма пшеницы
6) споры хвоща

146


2. Все приведённые ниже примеры клеток, кроме двух, имеют гаплоидный набор хромосом. Определите два примера, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) клетка эндосперма семени томата
2) спермий шиповника
3) клетка заростка папоротника
4) зигота водоросли улотрикса
5) вегетативная клетка пыльцевого зерна тополя

14


ТЕКСТ
Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены.
(1) Процесс формирования половых клеток у цветковых растений подразделяется на два этапа — спорогенез и гаметогенез. (2) Споры образуются у растений путём митотического деления материнских клеток спор. (3) Процесс образования микроспор или пыльцевых зерен у растений называют микроспорогенезом, а процесс образования мегаспор — макроспорогенезом. (4) Из микроспоры в результате мейоза образуются вегетативное и генеративное ядра. (5) Генеративное ядро делится митозом и образует два спермия. (6) Макроспора в результате двойного митотического деления образует восьмиядерный зародышевый мешок. (7) Зародышевый мешок — это женский гаметофит цветкового растения.

246



© Д.В.Поздняков, 2009-2020