
Ламарк, Дарвин, СТЭ, результаты эволюции
Этапы развития эволюционной теории
Жан Батист Ламарк:
- для организмов характерно стремление к прогрессу (самосовершенствованию);
- организмы меняются под действием окружающей среды или тренировки (упражнения и неупражнения органов);
- изменения, приобретенные в течение жизни, наследуются.
Чарльз Дарвин:
- наследственная изменчивость создает материал для эволюции;
- борьба за существование приводит к естественному отбору;
- естественный отбор отбирает наиболее приспособленных и тем самым приводит к возникновению приспособленности; любая приспособленность относительна.
Синтетическая теория эволюции (СТЭ) осуществила синтез теории Дарвина и генетики, добавила к Дарвину:
-
«наследственная изменчивость» – это мутации;
- популяция – единица эволюции; видообразование происходит за счет изоляции популяций;
- дополнительгные факторы эволюции – популяционные волны и дрейф генов.
Дрейф генов
Это случайное (ненаправленное) изменение частоты генов в популяции. Дрейф генов происходит в малочисленных популяциях, потому что при маленькой выборке случайные факторы (дрейф генов) действуют сильнее, чем статистические факторы (естественный отбор). Под действием дрейфа генов признаки могут сохраниться или исчезнуть независимо от их полезности, случайно. В том числе, полезный признак может исчезнуть, а вредный – сохраниться.
Причины, которые приводят к возникновению малочисленной популяции, и, следовательно, к дрейфу генов:
1) Принцип основателя – колонизация новой территории небольшой группой особей (не содержащей всего набора генов своей популяции).
2) Эффект бутылочного горлышка – явление, когда популяция проходит через резкий спад своей численности, с последующим восстановлением.
3) Популяционные волны – периодические колебания численности популяции. Например: численность зайцев непостоянна, каждые 4 года их становится очень много, затем следует спад численности.
Микроэволюция и макроэволюция
Микроэволюция – это изменения, происходящие в популяциях под действием движущих сил эволюции. В конечном счете приводит к возникновению нового вида.
Макроэволюция – это процесс формирования надвидовых таксонов – родов, семейств и выше.
Результаты эволюции
- Изменение, усложнение организмов.
- Возникновение новых видов (увеличение количества [многообразия] видов).
- Приспособление организмов к условиям окружающей среды (к условиям жизни), например:
- устойчивость вредителей к ядохимикатам,
- устойчивость пустынных растений к засухе,
- приспособленность растений к опылению насекомыми,
- предупреждающая (яркая) окраска у ядовитых животных,
- мимикрия (подражание неопасного животного опасному),
- покровительственная окраска (незаметность на фоне).
Любая приспособленность относительна, т.е. приспосабливает организм только к одним определенным условиям. При изменении условий приспособленность может стать бесполезной или даже вредной (тёмная пяденица на экологически чистой берёзе).
Дополнительные материалы
ВИДЕО-УРОК ПО ДАННОЙ ТЕМЕ: ссылка для донов, ссылка для мастер-группы
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КОНСПЕКТЫ: Закон Харди-Вайнберга, Жан Батист Ламарк, Эволюционные мужики, Адаптации (приспособленность)
ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 2 ЕГЭ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ
Задания части 1
ЛИННЕЙ
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания заслуг шведского естествоиспытателя Карла Линнея. Запишите цифры, под которыми указаны выбранные утверждения. (1) Описал более 8 тыс. видов растений. (2) Рассматривал усложнение организации как результат эволюции. (3) Ввел термин «биология». (4) Закрепил использование в науке бинарной номенклатуры для обозначения видов. (5) Создал первую эволюционную теорию. (6) Разработал принципы классификации растений и животных.
Ответ
146
Известно, что Карл Линней – выдающийся ботаник, креационист, создатель единой системы классификации растительного и животного миров. Выберите из приведённого ниже текста три утверждения, по смыслу относящиеся к описанию выделенных выше признаков, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. (1) К. Линней родился 23 мая 1707 года в Южной Швеции, в деревне Росхульт в провинции Смоланд. (2) К. Линней заложил основы современной бинарной номенклатуры в биологии. (3) На родине учёного ценят как путешественника, который открыл для шведов их собственную страну. (4) В своих работах учёный писал, что «видов столько, сколько их создало Бесконечное существо (Бог)». (5) К. Линней одним из первых начал вести научные фенологические наблюдения в природе. (6) Учёным самостоятельно сделано около полутора тысяч морфологических описаний новых видов растений.
Ответ
246
ЛАМАРК
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Выберите из предложенного списка положения эволюционной концепции Жана Батиста Ламарка.
1) Все живые существа стремятся развиваться от простого к сложному.
2) Между организмами происходит борьба за существование.
3) Организмы приспосабливаются к окружающей среде благодаря отбору полезных наследственных изменений.
4) Окружающая среда всегда вызывает полезные приспособительные изменения.
5) Приобретённые организмом в течение жизни признаки передаются по наследству.
6) Все существующие ныне виды произошли от исходного вида благодаря дивергенции.
Ответ
145
2. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания положений теории Ламарка. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Согласно теории французского учёного Жана Батиста Ламарка, материалом для эволюции организмов является наследственная изменчивость. (2) Если орган в течение жизни животного часто «упражняется», то он развивается. (3) Такой полезный признак, приобретённый животным, передаётся потомству. (4) Если этот признак даёт животному преимущество в борьбе за существование, то его шансы выжить становятся выше. (5) Таким образом новый адаптивный признак сохраняется в результате полового отбора. (6) Основной движущей силой эволюции Ламарк считал стремление организмов к совершенству.
Ответ
236
3. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания научных взглядов Ж.-Б. Ламарка. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. (1) Учёный является создателем первой эволюционной теории, в которой излагались взгляды об историческом развитии видов. (2) Ж.-Б. Ламарк первым выдвинул гипотезу самопроизвольного зарождения жизни на Земле. (З) Историческое развитие живой природы учёный представлял как непрерывное поступательное движение от низших форм жизни к высшим. (4) Он считал наследственную изменчивость, борьбу за существование и естественный отбор движущими силами эволюции. (5) Он был убеждён в изначально заложенном в каждом живом организме стремлении к совершенству и прогрессивному развитию. (6) Учёный выделил три формы борьбы за существование: внутривидовую, межвидовую, борьбу с неблагоприятными условиями среды.
Ответ
135
ЛАМАРК - ДАРВИН
1. Установите соответствие между научными взглядами и учёными: 1) Ж.Б. Ламарк, 2) Ч. Дарвин. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) выделил движущую силу эволюции – стремление каждого организма к самосовершенствованию
Б) создал первую эволюционную теорию
В) сформулировал теорию естественного отбора
Г) выделил наследственную изменчивость, как фактор эволюции
Д) утверждал, что все полезные приобретённые признаки наследуются
Е) отрицал существование видов в природе
Ответ
112211
2. Установите соответствие между объяснениями эволюционных процессов и учёными – авторами эволюционных учений: 1) Жан-Батист Ламарк, 2) Чарльз Дарвин. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) Язык муравьедов стал длинным в результате его постоянного вытягивания для ловли муравьёв.
Б) Виды галапагосских вьюрков возникли в результате дивергенции от исходного предка.
В) Глаза крота уменьшились из-за редкого их использования.
Г) Привычка змей залезать в щели привела к исчезновению конечностей, которые мешали им в узком пространстве.
Д) Предпочтения самками райских птиц самцов с цветастым оперением привело к экстравагантной окраске перьев у самцов этих видов.
Е) При уменьшении численности оленей в Катскильских горах в США больше шансов выжить получили самые быстрые волки.
Ответ
121122
Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие ученые НЕ предлагали свои варианты теории эволюции животного мира?
1) Жан Батист Ламарк
2) Карл Линней
3) Томас Морган
4) Чарльз Дарвин
5) Альфред Уоллес
Ответ
23
ЛАМАРК - ДАРВИН - СТЭ
Установите соответствие между (1) додарвиновскими концепциями, (2) положениями теории Дарвина и (3) последарвиновскими концепциями. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) Мир менялся благодаря катастрофам.
Б) Для организмов характерно стремление к прогрессу.
В) Органы должны упражняться, органы, которые не упражняются, атрофи- руются.
Г) В природе происходит отбор наиболее приспособленных организмов.
Д) Приспособленность организмов к среде обитания относительна.
Е) Мутационный процесс, комбинативная изменчивость – движущие силы эволюции.
Ответ
111223
ЛАМАРК - ДАРВИН - СЕВЕРЦОВ
Установите соответствие между научными открытиями и учёными: 1) Ж.-Б. Ламарк, 2) Ч. Дарвин, 3) А.Н. Северцов. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) идея о борьбе за существование в результате ограниченности ресурсов
Б) теория об упражнении и неупражнении органов
В) концепция биологического прогресса и биологического регресса
Г) выявление естественного отбора как основной движущей силы эволюции
Д) учение об ароморфозах
Е) принцип градации
Ответ
213231
ДАРВИН
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие основные идеи лежат в основе теории Чарльза Дарвина?
1) Интенсивное размножение организмов является одной из причин эволюции.
2) Материалом для эволюции служат комбинации генов и наследование этих комбинаций.
3) Движущими силами эволюции являются популяционные волны и мутации.
4) В природе происходит борьба за существование.
5) Движущими силами эволюции являются неопределённая изменчивость и естественный отбор.
6) Обмен генами возможен только внутри вида.
Ответ
145
2. Выберите три варианта. Какие утверждения относят к теории Ч. Дарвина?
1) Внутри вида расхождение признаков приводит к видообразованию.
2) Вид неоднороден и представлен множеством популяций.
3) Естественный отбор – направляющий фактор эволюции.
4) При созданиии сортов и пород направляющим фактором служит искусственный отбор.
5) Внутреннее стремление к совершенству – фактор эволюции.
6) Популяция – это единица эволюции.
Ответ
134
После выхода книги Ч.Дарвина «Происхождение видов…» английский инженер Ф.Дженкин раскритиковал идею естественного отбора как движущей силы эволюции. Дженкин утверждал, что при появлении особи с удачным наследственным признаком он со временем исчезает; например, если один из родителей имеет признак А, то у его детей количественное выражение признака будет А/2, у внуков А/4, у правнуков А/8 и т.д. (А) Каким представлением о наследовании признаков Ф. Дженкин руководствовался в своих расчетах? (Б) Почему Ч.Дарвин в свое время не мог найти аргументы в споре с Ф.Дженкином? (В) Какая биологическая теория начала XX века помогла решить противоречие между Дженкином и Дарвином? (Г) Какое положение этой теории опровергает идеи Дженкина? Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) неполное доминирование генов
2) гены дискретны, расположены в хромосомах
3) гипотеза слитной наследственности
4) не была открыта структура ДНК
5) закон независимого наследования признаков
6) гены сцеплены и передаются совместно
7) хромосомная теория наследственности
8) не были известны механизмы наследственности
Ответ
3872
ДАРВИН ТЕКСТ
1. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания наблюдений, сделаных Ч. Дарвиным во время экспедиции на корабле «Бигль». Запишите цифры, под которыми указаны выбранные утверждения. (1) Приспособления у растений и низших животных возникают при непосредственном воздействии на них факторов окружающей среды. (2) При интенсивном использовании органа животным происходит увеличение его размера и эффективности; при неиспользовании – дегенерация и атрофия. (3) Стремление организмов каждого вида к размножению в геометрической прогрессии. (4) Более или менее постоянная численность взрослых особей каждого вида. (5) Приобретенные признаки являются благоприобретенными, наследуются и передаются потомкам. (6) Для жизни организмов характерна изменчивость, которая играет существенную роль в изменяющихся условиях среды.
Ответ
346
2. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идей Ч. Дарвина об эволюции. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Образование новых видов происходит в результате действия движущих сил эволюции: неопределённой (наследственной) изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора. (2) В основе эволюционного процесса лежит способность животных к упражнению органов. (З) Всему живому присуще стремление к совершенству. (4) В основе видообразования лежит принцип дивергенции. (5) Все изменения, которые возникают у организмов в течение жизни, передаются потомству. (6) Борьба за существование приводит к выживанию наиболее приспособленных особей, которые и оставляют потомство.
Ответ
146
3. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания научных взглядов Ч. Дарвина Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Учёный считал, что любые признаки, приобретенные организмом, передаются в ряду поколений. (2) Все виды обладают способностью к быстрому увеличению численности, но ресурсы среды ограничены. (З) Естественный отбор в отдельных изолированных группах постепенно ведет к дивергенции признаков. (4) В каждом живом организме изначально заложено стремление к совершенствованию. (5) Наследственная изменчивость обусловлена появлением мутаций и перекомбинацией генов. (6) Возникновение приспособленности организмов к условиям среды является результатом естественного отбора, но имеет относительный характер.
Ответ
236
СТЭ
Выберите три положения синтетической теории эволюции.
1) единица эволюции – популяция
2) единица эволюции – вид
3) факторы эволюции – мутационная изменчивость, дрейф генов, популяционные волны
4) факторы эволюции – наследственность, изменчивость, борьба за существование
5) формы естественного отбора – движущий и половой
6) формы естественного отбора – движущий, стабилизирующий, дизруптивный
Ответ
136
Проанализируйте таблицу «Эволюционные теории». Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.
1) вид
2) нейтральная теория эволюции
3) теория Ламарка
4) порода
5) дрейф генов, естественный отбор, мутационный процесс, миграция и изоляция
6) особь (индивид)
7) упражнение и неупражнение органов, концентрация флюидов
8) искусственный отбор, наследственная изменчивость
Ответ
315
ПОП-ВОЛНЫ
Вставьте в текст «Колебания численности особей» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Численность особей в популяциях непостоянна. Её периодические колебания называются (А). Их значение для эволюции состоит в том, что при росте численности популяции число мутантных особей увеличивается во столько же раз, во сколько возросло число особей. Если численность особей в популяции сокращается, то её (Б) становится менее разнообразным. В этом случае в результате (В) из него могут исчезнуть особи с определёнными (Г).
1) популяционная волна
2) борьба за существование
3) изменчивость
4) генофонд
5) естественный отбор
6) генотип
7) модификации
8) наследственность
Ответ
1456
Рассмотрите рисунок, иллюстрирующий отношения «хищник-жертва». Определите (А) какой фактор эволюции представлен на рисунке, (Б) его характеристику, (В) его значение. Запишите три цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) изоляция
2) популяционные волны
3) изменение частоты аллелей в популяции
4) прекращение обмена генетической информацией между популяциями
5) вымирание вида
6) перенос генов из одной популяции в другую
7) мутационный процесс
8) колебание численности популяции под влиянием условий среды
Ответ
283
Проанализируйте график численности леммингов в разные годы. (А) Проявлением какого эволюционного фактора является данный пример? (Б) Что происходит с генофондом популяции леммингов в те годы, когда их численность снижается до 10–20 особей на 1 га? (В) Чем такое изменение генофонда может быть опасно для дальнейшей эволюции вида? Запишите три цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) повышается скорость мутационного процесса
2) борьба за существование
3) повышение частоты редких мутаций
4) дрейф генов
5) снижается генетическое разнообразие
6) популяционные волны
7) снижается приспособленность к изменениям окружающей среды
8) усиливается влияние движущего отбора
Ответ
657
Сложность взаимоотношений между организмами была более 100 лет назад проиллюстрирована Ч.Дарвином, доказавшим, что численность сов определяется урожаем сосновых шишек. (А) Как объясняется эта подмеченная Ч.Дарвином взаимосвязь в природе? (Б) Как называют периодические колебания численности сов, связанные с обилием или недостатком шишек? (В) Какое значение для эволюции могут иметь эти колебания? Запишите три цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) чем больше урожай шишек, тем быстрее расширяется площадь лесов, в которых обитают совы
2) кривые роста численности
3) совы питаются семенами шишек
4) появление новых аллелей генов
5) популяционные волны
6) естественный отбор
7) чем больше урожай шишек, тем больше грызунов, которыми питаются совы
8) увеличение силы дрейфа генов и изменение частот аллелей
Ответ
758
В настоящее время численность китообразных животных нарвалов достигает около 170000 особей. Международный союз охраны природы в 2017 г. перевёл нарвалов из группы видов, находящихся под угрозой вымирания, в группу видов, вызывающих наименьшие опасения. Однако, как показало геномное исследование, нарвалы на удивление генетически однородны для такой большой по численности популяции. (А) Каким образом могла сформироваться такая генетическая однородность? (Б) Чем может быть опасен для вида низкий уровень генетического разнообразия? (В) Можно ли утверждать, что в настоящее время нарвалы находятся в состоянии биологического регресса? Запишите три цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) действовал стабилизирующий естественный отбор
2) нельзя, так как для млекопитающих характерен биологический прогресс
3) уменьшается количество различных генных вариантов
4) снижается приспособленность вида к изменениям окружающей среды
5) популяция прошла через «бутылочное горлышко»
6) генетическая однородность вызвана географической изоляцией
7) нельзя, так как численность популяции достаточно велика
8) можно, так как нарвалы занесены в Красную книгу
Ответ
547
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Малочисленные популяции могут вымирать вследствие следующих причин:
1) высокая внутривидовая конкуренция
2) проявление летальных рецессивных мутаций из-за близкородственного скрещивания
3) репродуктивная изоляция с другими видами
4) низкий уровень генетического разнообразия
5) неоднородность условий в пределах популяционного ареала
6) фиксация вредных аллелей из-за дрейфа генов
Ответ
246
Установите последовательность процессов, происходивших в популяции белых сов вследствие уменьшения численности белых куропаток. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) снижение плотности популяции сов
2) рост рождаемости белых куропаток
3) увеличение численности сов
4) ужесточение внутривидовой конкуренции среди сов
5) уменьшение кормовой базы сов
Ответ
54123
ПОП-ВОЛНЫ - ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР
Установите соответствие между характеристикой и эволюционным фактором: 1) популяционные волны, 2) естественный отбор. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) один из источников эволюционного материала
Б) представляет собой колебания численности популяций
В) действие фактора направленно
Г) обеспечивает селекцию генотипов
Д) носит случайный характер
Е) может привести к дрейфу генов
Ответ
112211
ПОП-ВОЛНЫ - ДРЕЙФ ГЕНОВ - ИЗОЛЯЦИЯ
Установите соответствие между характеристиками и факторами эволюции: 1) дрейф генов, 2) изоляция, 3) популяционные волны. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) создает условия для закрепления гетерогенности генофондов популяции
Б) действует в малочисленных популяциях
В) приводит к случайному изменению частот аллелей
Г) необходимое условие для видообразования
Д) колебание численности особей в популяции
Е) может возникать при действии хищников и паразитов
Ответ
211233
ПОП-ВОЛНЫ - МИГРАЦИЯ - ИЗОЛЯЦИЯ
Установите соответствие между характеристиками, примерами и движущими силами (факторами) эволюции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. 1) популяционные волны, 2) миграция, 3) изоляция
А) обмен генами между разными популяциями одного вида
Б) сезонные перемещения особей
В) разобщение популяций в результате возникновения барьеров
Г) несовместимость хромосомного набора гамет
Д) случайное изменение численности популяции под влиянием факторов среды
Е) видовые особенности поведения в брачный период
Ответ
223313
ДРЕЙФ ГЕНОВ
В серии экспериментов американский генетик Сьюал Райт выращивал плодовых мушек (Drosophila melanogaster) на питательной среде. Всего выращивалось 20 популяций по 100 мушек в разных пробирках. В большинстве популяций преобладали гетерозиготные особи (Ее). Для получение следующего поколения Райт случайно выбирал по 5 самцов и самок из каждой популяции, пересаживал в новую пробирку и скрещивал. Спустя 15 поколений в 10 популяциях все особи были гомозиготны по рецессивному аллелю (ее), а в других 10 популяциях гомозиготны по доминантному аллелю (ЕЕ). Ответьте на вопросы: (А) Действие какого эволюционного фактора иллюстрирует эксперимент? (Б) Как можно объяснить увеличение степени гомозиготности популяций? (В) Как изменятся результаты эксперимента, если отбирать не по 5 самцов и самок, а по 50? Запишите цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) естественный отбор
2) степень гомозиготности популяций увеличится
3) мутационный процесс
4) благодаря случайным процессам один аллель вытеснил другой
5) дрейф генов
6) степень гомозиготности популяций снизится
7) результат близкородственного скрещивания особей
8) закреплялись аллели, повышающие приспособленность особей
Ответ
546
ДРЕЙФ ГЕНОВ ТЕКСТ
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания дрейфа генов. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Генофонды разных популяций могут различаться благодаря «эффекту основателя» – переселению в новый ареал небольшой группы организмов с определенным набором генов. (2) Также генофонд может изменяться в результате борьбы за существование в определенных условиях. (3) Скорость изменения генофонда зависит тот различных факторов: скорости размножения, плотности популяции и др. (4) Распространение аллелей в некоторых случаях происходит случайно и ненаправленно. (5) Например, альбатрос, охотясь на сардин, выхватывает из косяка случайную рыбу. (6) Однако часто хищники выбирают наиболее слабую особь, чтобы повысить шансы результативной охоты.
Ответ
145
ДРЕЙФ ГЕНОВ - ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР
1. Установите соответствие между примерами и движущими силами эволюции: 1) естественный отбор, 2) дрейф генов. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) случайное выживание насекомых в период зимовки
Б) массовое вымирание из-за катаклизма
В) выживание приспособленных к химикатам рыб в озере
Г) эффект основателя
Д) явление индустриального меланизма у бабочек
Е) распространение серповидно-клеточной анемии в районах с повышенной встречаемостью малярии
Ответ
221211
2. Установите соответствие между примерами и движущими силами эволюции: 1) естественный отбор, 2) дрейф генов. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) переселение малочисленной популяции Бабочки Монарха из Америки в Европу
Б) гибель гусеницы при катаклизме
В) эффект бутылочного горлышка
Г) действует в малочисленных популяциях
Д) случайное изменение частоты аллеля
Е) распространение белой окраски в условиях севера
Ответ
222221
3. Установите соответствие между примерами и факторами эволюции: 1) дрейф генов, 2) естественный отбор. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) действует в малочисленных популяциях
Б) имеет направленный характер
В) приводит к случайной гибели особей
Г) обеспечивает приспособление к новым условиям
Д) происходит внезапно
Е) происходит благодаря эффекту основателя
Ответ
121211
ЕО И РАЗМЕР ПОПУЛЯЦИИ
1. Биологи выяснили, что у позвоночных животных в среднем 10% из всех происходящих мутаций являются вредными и могут снижать приспособленность организмов. (А) Почему наличие вредного аллеля часто не приводит к гибели организма и отбраковыванию аллеля естественным отбором? (Б) Почему возникновение подобных мутаций эволюционисты рассматривают в качестве эволюционного фактора? (В) В каких популяциях естественный отбор выбраковывает вредные мутации наиболее эффективно? Запишите три цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) в новых условиях мутация может стать полезной
2) естественный отбор имеет случайный, ненаправленный характер
3) в больших популяциях
4) накопление вредных мутаций приводит к вымиранию вида
5) рецессивный вредный аллель не проявляется в фенотипе у гетерозигот
6) в малых популяциях
7) вредные мутации используются как материал для селекции
8) вредная мутация поддерживается дрейфом генов
Ответ
513
2. Исследователь изучал процессы, происходящие в изолированной популяции животных, численность которой резко сократилась до 200 особей. Как при этом изменятся:
А) частота близкородственных скрещиваний внутри популяции в следующем поколении;
Б) влияние случайных факторов на частоты аллелей;
В) эффективность естественного отбора?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: 1) увеличилась 2) уменьшилась 3) не изменилась. Цифры в ответе могут повторяться.
Ответ
112
БУТЫЛОЧНОЕ ГОРЛЫШКО
Рассмотрите рисунок. Определите (А) изображенное явление, (Б) фактор эволюции, связанный с данным явлением, и (В) его значение для эволюции. Для каждой буквы выберите цифру из приведенного списка.
1) сохранение наиболее адаптивных генотипов
2) популяционные волны
3) изоляция
4) эффект основателя
5) дрейф генов
6) обособление части популяции от предковой
7) эффект бутылочного горлышка
8) изменение генетической структуры популяции
Ответ
758
ЭФФЕКТ ОСНОВАТЕЛЯ
1. Вид бабочка-монарх (Danaus plexippus) возник на территории Американского континента, а затем отдельные особи смогли мигрировать на территорию Океании и Австралии, а также Европы и Северной Африки. Массовой миграции не наблюдалось, так как бабочки не могут самостоятельно перелететь через океан. При изучении генетического разнообразия популяции оказалось, что самой разнообразной является Американская популяция, тогда как в популяциях Австралии и Северной Африки генетическое разнообразие снижено (см. рис). (А) Какое явление описывает и объясняет различие частот генотипов в популяции монарха? (Б) В чем заключается суть этого явления? (В) Почему в Австралийской и Северно-Африканской популяции распространены разные генотипы по отношению к исходной (Американской) популяции? Запишите цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) борьба за существование
2) популяционные волны
3) генетическая структура новой популяции зависит от соотношения генотипов переселяющихся особей
4) эффект основателя
5) естественный отбор сохранил самые адаптивные генотипы
6) перелететь через океан могли только особи с определёнными генотипами
7) заселение разных континентов происходило независимо
8) на разных континентах разные климатические условия
Ответ
437
2. Большинство представителей финского этноса сформировалось в результате географической миграции небольшого числа индоевропейской популяции людей (примерно 3000–24000 человек). В период с 1800 года финская популяция начала быстро расти, при этом оставаясь изолированной от соседних народов. Известно, что наследственное генетическое рецессивное заболевание гиперплазия хряща встречается в финской популяции с частотой 3 заболевания на 1000 человек, при этом в целом по популяции людей такое заболевание встречается с частотой 2–3 на 100000 человек. (А) Какое явление объясняет высокую частоту заболевания в финской популяции? (Б) В чем заключается суть этого явления? (В) Почему в последнее столетие количество людей, у которых проявляется данное заболевание, снижается? Запишите цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) борьба за существование
2) популяционные волны
3) в мигрировавшей части популяции, из которой сформировался финский этнос, частота аллеля заболевания была повышена
4) эффект основателя
5) проявилось действие стабилизирующего отбора
6) в последние сто лет медицина успешно справляется с генетическими заболеваниями
7) в последние сто лет распространялись браки между финнами и другими этносами
8) скорость мутирования аллелей отличается в разных популяциях
Ответ
437
3. Амиши - религиозная группа людей, которые в настоящее время проживают в виде закрытых общин преимущественно на территории США и Канады. Культура Амишей позволяет заключать брак только с представителями своей общины. Известно, что американские популяции амишей сформировались в результате миграции примерно 5000 швейцарцев в 1800-х годах. К 2020 году численность амишей в США и Канаде превысила 350 тысяч человек. Рецессивное заболевание (синдром Ангельмана), выраженное в нарушении психического развития, встречается в популяции амишей с частотой один случай на 620 человек. В то же время в целом по человеческой популяции данное заболевание встречается с частотой один случай на 15 000 человек. (А) Какой эволюционный фактор способствовал увеличению частоты этого заболевания в популяции амишей? (Б) Как это можно объяснить, исходя из основных положений синтетической теории эволюции? (В) Почему частота этого заболевания среди амишей не уменьшилась за долгое время? Запишите три цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) естественный отбор в человеческих популяциях ослаблен
2) для амишей возможны только близкородственные браки
3) носители аллеля заболевания были в небольшой по численности группе мигрантов
4) мутации
5) эффект основателя
6) носители аллеля синдрома Ангельмана имели селективное преимущество среди амишей
7) естественный отбор
8) доминантный аллель в генотипе здоровых людей мог мутировать в рецессивный аллель
Ответ
532
АДАПТИВНАЯ РАДИАЦИЯ
1. Остров Мадагаскар отделился от материка до появления плацентарных млекопитающих, но на острове обитают представители четырех отрядов плацентарных: хищные, насекомоядные, грызуны и приматы. Среди приматов существует огромное разнообразие лемуров, которые встречаются исключительно на этом острове, и занимают чрезвычайно разнообразные экологические ниши. (А) Каким образом предок приматов мог попасть на остров? (Б) Как называется описанное эволюционное явление, благодаря которому возникло существующее разнообразие лемуров Мадагаскара? (В) Укажите одну из причин этого явления. Запишите три цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) географическое видообразование
2) переплыл залив на бревне
3) освоение свободных экологических ниш
4) завезен людьми
5) конвергенция
6) адаптивная радиация
7) острая конкуренция с другими плацентарными
8) перешел по сухопутному коридору из Африки на Мадагаскар
Ответ
263
Выберите три верных ответа из шести. Какие причины обеспечили адаптивную радиацию сумчатых в Австралии и лемуров на Мадагаскаре:
1) изоляция территории от других материков
2) ограниченность пищевых ресурсов
3) отсутствие хищников и конкурентов
4) отсутствие антропогенной нагрузки
5) множество свободных экологических ниш
6) давление со стороны хищников
Ответ
135
ИНТРОДУКЦИЯ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Причинами резкого увеличения численности вредителей на новой территории (при случайной интродукции) могут являться:
1) высокая плодовитость вредителя
2) видообразование на новой территории
3) обилие пищевых ресурсов
4) отсутствие свободных экологических ниш
5) отсутствие естественных врагов и конкурентов среди местных видов
6) популяционные волны
Ответ
135
2. В 1946 году правительство Аргентины решило для привлечения дополнительных переселенцев развивать меховую индустрию, для чего на архипелаг Огненная Земля из Канады завезли 50 канадских бобров. Ввоз бобров в регион имел печальные последствия. В начала ХХI века число бобров в этом регионе превысило 200 000. (А) Какие особенности фауны Огненной Земли могли стать причиной такого роста численности бобров? (Б) Какое негативное влияние бобры могли оказывать на природу региона? (В) Какое негативное влияние бобры могли оказывать на сельскохозяйственную деятельность человека? Запишите три цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) большое разнообразие древесных пород
2) обилие кормовых ресурсов
3) затопление сельскохозяйственных угодий и повреждение построек
4) конкуренция с сельскохозяйственными животными
5) отсутствие естественных врагов и конкурентов
6) выедание посевов культурные растений
7) уничтожение деревьев и затопление территории обитания других видов
8) охота на промысловую рыбу
Ответ
573
МИКРОЭВОЛЮЦИЯ
1. Выберите из текста три предложения, которые описывают пути макроэволюции органического мира. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Биологический прогресс обеспечивается ароморфозом, идиоадаптацией и общей дегенерацией. (2) Движущими силами эволюции служат мутации, борьба за существование и естественный отбор. (3) Естественный отбор проявляется в движущей и стабилизирующей формах. (4) Эволюционные преобразования, которые ведут к повышению уровня организации организмов называют ароморфозами. (5) Морфофизиологический регресс обеспечивает переход к сидячему образу жизни, либо к паразитизму. (6) Элементарной единицей для формирования нового вида служит репродуктивно изолированная популяция внутри вида.
Ответ
145
2. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания микроэволюции. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) При адаптации микроорганизмов к воздействию антибиотиков формируются резистентные (устойчивые) популяции. (2) Менее приспособленные особи не оставляют потомства, поэтому их генотипы постепенно вытесняются из популяции. (3) Многоклеточные животные произошли от колониальных жгутиконосцев, при этом клетки в колонии приобрели способность синхронно делиться и формировать клеточные контакты. (4) У двухслойных животных закладывается два зародышевых листка, а у трёхслойных в дополнение образуется мезодерма. (5) У птиц более 80 млн лет назад полностью исчезли зубы, по-видимому, для облегчения скелета. (6) Виды рода Зяблик в Европейской части России различаются тембром и продолжительностью песни, но при этом эти виды занимают одну экологическую нишу.
Ответ
126
МИКРОЭВОЛЮЦИЯ - МАКРОЭВОЛЮЦИЯ
1. Установите соответствие между характеристикой эволюционного процесса и уровнем эволюции, на котором он происходит: 1) микроэволюционный, 2) макроэволюционный. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) формируются новые виды
Б) формируются надвидовые таксоны
В) изменяется генофонд популяции
Г) у особей вида формируются новые адаптации
Д) прогресс достигается путем ароморфозов или дегенерации
Ответ
12112
2. Установите соответствие между характеристикой процесса и его видом: 1) микроэволюция, 2) макроэволюция. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) Происходит внутри вида.
Б) Результатом является образование новых таксонов.
В) Приводит к качественно новому уровню организации особей.
Г) Результатом является репродуктивная изоляция и видообразование.
Д) Начинается с дивергенции признаков у особей популяции.
Ответ
12211
МАКРОЭВОЛЮЦИЯ
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания макроэволюции. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Элементарным эволюционным явлением служит изменение частоты аллеля в популяции. (2) В результате действия факторов эволюции возникший аллель может либо зафиксироваться в популяции, либо исчезнуть. (3) В течение длительного времени формируются новые таксоны: классы, отряды и типы. (4) Доказательством эволюции может служить возникновение и распространение устойчивых к антибиотикам штаммов бактерий. (5) Признаки, поднимающие уровень организации групп организмов на новый уровень, называют ароморфозами. (6) Доказательством эволюции является также возникновение эволюционных новшеств, таких как камерный глаз у позвоночных животных или головоногих моллюсков.
Ответ
356
РЕЗУЛЬТАТЫ ЭВОЛЮЦИИ
1. Выберите три варианта. Какие из перечисленных примеров иллюстрируют результаты эволюции органического мира?
1) покровительственная окраска белого медведя, белой куропатки, обитающих на севере
2) борьба за выживание между соснами и елями в лесу
3) выведение человеком новых сортов растений и пород животных
4) предупреждающая (угрожающая) окраска божьих коровок
5) прекращение потока генов из популяции в популяцию (изоляция)
6) сходство формы тела и окраски незащищенных животных с защищенными
Ответ
146
2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Результатом эволюции является
1) приспособленность организмов к условиям внешней среды
2) комбинативная изменчивость
3) естественный отбор
4) повышение организации живых существ
5) дрейф генов
6) многообразие видов
Ответ
146
ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ
Выберите три верных утверждения из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Примером покровительственной окраски является окраска шерсти белого медведя.
2) У жирафа угрожающая окраска.
3) Внешнее сходство некоторых мух с осами является примером мимикрии.
4) Форма тела леща является примером маскировки.
5) Яркая окраска божьей коровки — предупреждающая.
6) Чередование тёмных и светлых полос у зебры свидетельствует об агрессивности этих животных.
Ответ
135
Установите соответствие между животным и типом окраски покровов его тела: 1) покровительственная, 2) предупреждающая. Запишите цифры 1-2 в порядке, соответствующем буквам.
А) медоносная пчела
Б) речной окунь
В) божья коровка
Г) колорадский жук
Д) белая куропатка
Е) заяц-беляк
Ответ
212211
Установите соответствие между примерами и видами адаптаций: 1) мимикрия, 2) маскировка, 3) предостерегающая окраска. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) полосатый окрас мухи-осовидки
Б) ярко-голубая окраска лягушек-древолазов
В) красная окраска божьих коровок
Г) рисунок в виде глаз на крыльях бабочки-павлиноглазки
Д) зеленая окраска древесных квакш
Е) листообразное тело бабочки калимы
Ответ
133122
ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ТЕКСТ
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания примеров мимикрии в природе. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Самки птиц, гнездящиеся на земле, практически сливаются с общим фоном местности. (2) Также незаметны яйца и птенцы у этих видов птиц. (3) Многие неядовитые змеи очень похожи на ядовитых. (4) У ряда жалящих или насекомых с ядовитыми железами развивается яркая окраска, отбивающая всякую охоту их попробовать. (5) Непривлекательны для насекомоядных птиц пчелы и их подражатели – мухи-журчалки. (6) У некоторых бабочек узор на крыльях напоминает глаза хищника.
Ответ
356
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания примеров покровительственной окраски в природе. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Самки птиц, гнездящиеся на земле, практически сливаются с общим фоном местности, а их яйца и птенцы также незаметны. (2) Сходство по форме с предметами окружающей среды также позволяет многим животным избежать столкновения с хищниками. (3) У ряда жалящих или насекомых с ядовитыми железами развивается яркая окраска, отбивающая всякую охоту их попробовать. (4) В районах Крайнего Севера среди животных очень распространена белая окраска. (5) У некоторых бабочек узор на крыльях напоминает глаза хищника. (6) У некоторых животных пятнистая окраска имитирует чередование света и тени в окружающей природе и делает их менее заметной в густых зарослях.
Ответ
146
РЕЗУЛЬТАТЫ - ФАКТОРЫ
Установите соответствие между характеристикой эволюции и её особенностью: 1) фактор, 2) результат
А) естественный отбор
Б) приспособленность организмов к среде
В) образование новых видов
Г) комбинативная изменчивость
Д) сохранение видов в стабильных условиях
Е) борьба за существование
Ответ
122121
Рассмотрите рисунок с изображением бабочки берёзовой пяденицы и определите (А) тип приспособления, (Б) форму естественного отбора и (В) направление эволюции, которые привели к формированию двух форм бабочек. Запишите три цифры (номера терминов из предложенного списка) в правильном порядке.
1) идиоадаптация
2) мимикрия
3) конвергенция
4) движущая
5) ароморфоз
6) маскировка
7) стабилизирующая
Ответ
641
Рассмотрите рисунок с изображением передней конечности разных животных и определите (А) направление эволюции, (Б) механизм эволюционного преобразования, (В) форму естественного отбора, которые привели к формированию таких органов. Для каждой буквы выберите соответствующий термин из предложенного списка.
1) ароморфоз
2) стабилизирующая
3) общая дегенерация
4) дивергенция
5) движущая
6) идиоадаптация
7) морфофизиологический регресс
8) конвергенция
Ответ
645
Рассмотрите рисунок с изображением морского конька и определите (А) тип приспособления, (Б) форму естественного отбора и (В) путь эволюции, которые привели к формированию такого приспособления у данного животного. Для каждой буквы выберите соответствующий термин из предложенного списка.
1) разрывающая
2) маскировка
3) идиоадаптация
4) расчленяющая окраска
5) параллелизм
6) мимикрия
7) движущая
Ответ
273
Рассмотрите рисунок с изображением колибри и муравьеда и определите (А) тип приспособления, (Б) форму естественного отбора и (В) путь эволюции, которые привели к формированию таких приспособлений. Для каждой буквы выберите соответствующий термин из предложенного списка.
1) движущая
2) дизруптивная
3) дегенерация
4) идиоадаптация
5) дивергенция
6) специализация
7) половой диморфизм
Ответ
614
ТИПЫ ОКРАСКИ ТАБ
1. Проанализируйте таблицу «Приспособленность организмов». Для каждой буквы выберите соответствующий термин из предложенного списка.
1) чередование ярких пятен, полос, частей тела
2) сливается с основным фоном среды
3) скрывает объект на фоне полос света и тени
4) мимикрия
5) сучковидная или листовидная
6) жук божья коровка, клоп-пожарник, лягушки-древолазы
7) бабочка-стеклянница, муха-журчалка
8) палочник, богомол
Ответ
436
2. Проанализируйте таблицу «Типы морфологических адаптаций». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или соответствующее понятие из предложенного списка.
1) мимикрия
2) маскировка
3) незаметные на фоне среды окраска и форма животных
4) колорадский жук
5) заяц-беляк и заяц-русак
6) конёк-тряпичник
7) контрастные пятна или полосы, имитирующие игру света-тени
8) предупреждающая
Ответ
471
3. Проанализируйте таблицу «Адаптация у животных». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующие термин, характеристику и пример из предложенного списка.
1) предупреждающая
2) леопард
3) маскировка
4) контраст между окраской животного и фоном окружающей среды
5) соответствие окраски и формы животного окружающим предметам
6) подражание по окраске и форме незащищённого животного защищённому животному другого вида
7) оса обыкновенная
8) колорадский жук
Ответ
612
4. Проанализируйте таблицу «Адаптация у животных». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующие термин, понятие и характеристику из предложенного списка.
1) мимикрия
2) саванная зебра
3) окраска и форма животного делают его похожим на предметы окружающей среды
4) расчленяющая окраска
5) пассивная защита
6) колорадский жук
7) бабочка капустница
8) схожесть окраски и формы у менее защищённого и более защищённого животного
Ответ
436
5. Проанализируйте таблицу «Типы морфологических адаптаций». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующее понятие или соответствующий пример из предложенного списка.
1) окраска и форма животного, имитирующие объекты внешней среды
2) яркая окраска в сочетании с ядовитыми железами
3) незаметные на фоне среды окраска и форма животных
4) божья коровка и оса
5) заяц-беляк и заяц-русак
6) муха осовидка и бабочка стеклянница
7) сплошная окраска
8) расчленяющая окраска
Ответ
826
6. Проанализируйте таблицу «Типы морфологических адаптаций». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.
1) покровительственная окраска
2) капустная белянка
3) муха-журчалка
4) сходство организмов с неподвижными объектами
5) замирание при опасности
6) чередование полос, имитирующих свет и тень
7) тигровый питон
8) предостерегающая окраска
Ответ
843
Проанализируйте таблицу «Приспособленность организмов». Для каждой буквы выберите соответствующий термин из предложенного списка.
1) уплощенная
2) торпедообразная
3) шарообразная
4) скрывает организмы при групповом движении
5) делает организм незаметным среди предметов среды
6) крабы, креветки
7) богомол, палочник
8) морской конек-тряпичник
Ответ
258
Установите соответствие между характеристиками и типами морфологических адаптаций животных: 1) мимикрия, 2) маскировка, 3) предостерегающая окраска. Запишите указанные цифры в порядке, соответствующем буквам.
А) делает животное незаметным для хищников
Б) копируется окраска или поведение опасного хищника
В) не может защитить при изменении фона окружающей среды
Г) съедобный вид имитирует несъедобный
Д) яркие покровы сочетаются с наличием ядовитых желёз
Е) форма тела повторяет лист или ветку
Ответ
212132
Прочитайте текст. Выберите три верных утверждения. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Эволюционный процесс состоит из макроэволюции и микроэволюции. (2) Микроэволюция протекает на популяционно-видовом уровне. (3) Направляющий фактор эволюции – борьба за существование. (4) Элементарная единица эволюции – класс. (5) Главные формы естественного отбора – движущий, стабилизирующий, разрывающий.
Ответ
125
Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены. (1) В настоящее время получила развитие Синтетическая теория эволюции. (2) С точки зрения этой теории минимальной единицей эволюции является вид. (3) Для эволюции имеет значение модификационная изменчивость, так как она зависит от условий среды и позволяет организмам достаточно быстро изменяться. (4) Появившийся признак сохраняется или отсеивается движущей, стабилизирующей и дизруптивной формами естественного отбора. (5) Движущая форма отбора сохраняет признаки, выработанные в стабильных условиях среды. (6) Стабилизирующая форма отбора сохраняет средние значения признаков. (7) Дизруптивный отбор устраняет промежуточные формы и сохраняет крайние значения признаков.
Ответ
235
© Д.В.Поздняков, 2009-2020