Эмбриональное и постэмбриональное развитие

Эмбриональное и постэмбриональное развитие

Онтогенез – это индивидуальное развитие организма от момента его зарождения до смерти. Онтогенез начинается с оплодотворения (слияния сперматозоида и яйцеклетки). При этом образуется зигота, в которой объединяется наследственный материал отца и матери.

Зародышевое (эмбриональное) развитие


Это период с момента оплодотворения до выхода ребёнка из яйца (рождения). Включает в себя стадии дробления, гаструляции, нейруляции, органогенеза. Стадии:


Дробление – это серия делений зиготы путем митоза. Промежуток между делениями очень короткий, в нем происходит только удвоение ДНК, а рост клеток не происходит (яйцеклетка и так была очень большая). В процессе дробления клетки (бластомеры) постепенно уменьшаются, пока не достигают нормальных размеров.

Дробление приводит к образованию морулы (шарика из клеток), а затем бластулы (полого шарика из клеток; полость – бластоцель, стенка однослойная).

Затем образуется гаструла – двуслойный шарик. Наружный слой гаструлы называется эктодерма, внутренний – энтодерма, отверстие в гаструле – первичный рот, он ведет в кишечную (гастральную) полость.

Раньше на ЕГЭ считалось, что образование третьего зародышевого листка мезодермы происходит в ранней нейруле, сейчас разработчики говорят, что это происходит в поздней гаструле. – С точки зрения написания последовательностей это одно и то же.

Нейруляция начинается с того, что полоска эктодермы на спинной стороне зародыша превращается в нервную пластинку, а полоска мезодермы под ней превращается в хорду – опорную (скелетную) структуру зародыша. После смыкания нервной пластинки в трубку у зародыша образуется осевой комплекс органов – нервная трубка, хорда, кишечная трубка.

Затем происходит гистогенез (формирование тканей) и органогенез (формирование органов): большие участки мезодермы, располагающиеся по обе стороны от осевого комплекса, дают начало скелету, мышцам и другим органам.

из эктодермы из энтодермы из мезодермы
НЕРВНАЯ СИСТЕМА И КОЖА ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ И ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМЫ ВСЁ ОСТАЛЬНОЕ
Нервная система и эпидермис кожи с производными (ногти, волосы, сальные и потовые железы) Эпителий, выстилающий пищеварительную и дыхательную системы, печень и поджелудочная железа Скелет, мышцы, кровеносная, половая, выделительная системы, дерма и гиподерма
Эпителий ротовой и носовой полостей, эмаль зубов Эпителий, выстилающий, мочевыделительную и половую системы Соединительная и мышечная ткань
Компоненты органов чувств (хрусталик и сетчатка глаза, внутреннее ухо)    

Зародышевые оболочки

Внезародышевыми органами позвоночных животных являются желточный мешок (есть у большинства позвоночных), а также амнион, хорион и аллантоис (имеются только у амниот, т.е. у рептилий, птиц и зверей.

Желточный мешок всасывает питательные вещества из желтка. У млекопитающих желточный мешок редуцируется.

Амнион полностью окружает зародыш и образует амниотическую полость, заполненную амниотической жидкостью. Таким образом зародыш развивается как бы в водной среде, как у предыдущих эволюционных стадий. Амнион защищает зародыш от механических повреждений и колебаний температур.


Хорион (серозная оболочка) и аллантоис у рептилий и птиц
выстилают оболочку яйца изнутри. Таким образом, через хорион и аллантоис идет газообмен зародыша с окружающей средой. Кроме того, аллантоис у рептилий и птиц накапливает конечный продукт азотного обмена – мочевую кислоту.


Хорион у млекопитающих
покрыт ворсинками, в которые врастают кровеносные сосуды зародыша. Ворсинки хориона внедряются в стенку матки, образуя плаценту, в которой кровеносные сосуды плода и матери тесно переплетаются и обмениваются веществами. Аллантоис у млекопитающих входит в состав пуповины.

Постэмбриональное развитие

Начинается с рождения (вылупления из яйца). Бывает двух видов:


Дополнительные материалы

 ВИДЕО-УРОК  ПО ДАННОЙ ТЕМЕ: ссылка для донов, ссылка для мастер-группы

ПОДРОБНЫЕ КОНСПЕКТЫ: Постэмбриональное развитие, Онтогенез, Зародышевые оболочки, Менструальный цикл, Беременность у человека


ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 2 ЕГЭ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ

Задания части 1

ОНТОГЕНЕЗ
Выберите три верных утверждения из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Онтогенез – это развитие организма от рождения до смерти.
2) Онтогенез существует у организмов, размножающихся почкованием.
3) Онтогенез начинается с образования гамет.
4) Онтогенез начинается с момента оплодотворения.
5) Онтогенеза нет у трутней пчёл.
6) Онтогенез делится на эмбриональный и постэмбриональный периоды.

246


Установите соответствие между особенностью онтогенеза и группой животных, для которой она характерна: 1) одноклеточные, 2) многоклеточные.
А) образуют гаметы
Б) происходит эмбриогенез
В) материнский организм размножается путем митоза
Г) образуют цисты в неблагоприятных условиях
Д) развитие начинается с зиготы

22112


ОПЛОДОТВОРЕНИЕ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К оплодотворению относятся:

1) слияние мужской и женской гамет
2) образование гамет
3) образование зиготы
4) дробление зиготы
5) образование колонии
6) формирование одноклеточного зародыша

136


2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. При описании оплодотворения используются следующие термины:
1) акросома
2) зигота
3) кроссинговер
4) мейоз
5) спора
6) яйцеклетка

126


ДРОБЛЕНИЕ
Сколько хромосом содержится суммарно во всех клетках зародыша человека после четырех делений дробления? В ответ запишите только количество хромосом.

736



Проанализируйте рисунок. Назовите (А) процесс, (Б) его особенности и (В) стадию, которая образуется в результате. Для каждой буквы выберите соответствующий элемент из предложенного списка.

1) оплодотворение
2) дробление
3) нейрула
4) мейоз, увеличение числа клеток
5) короткие интерфазы, митоз
6) бластула
7) гаструла
8) фрагментация

256


ДРОБЛЕНИЕ - ГАСТРУЛЯЦИЯ
Установите соответствие между процессами и этапами эмбрионального периода: 1) дробление, 2) гаструляция. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) осуществляется направленное перемещение и дифференцировка клеток
Б) образуются зародышевые листки
В) образуется многослойный зародыш
Г) накапливается клеточный материал для дальнейшего развития
Д) образуется бластула

22211



БЛАСТУЛА
Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие термины можно использовать для описания изображенной структуры?

1) эмбриогенез
2) мезодерма
3) метаморфоз
4) дробление
5) бластомер
6) гаструляция

145


БЛАСТУЛА - ГАСТРУЛА
1. Установите соответствие между процессом и стадией эмбриогенеза ланцетника: 1) бластула, 2) гаструла. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

А) увеличение числа бластомеров
Б) митоз зиготы
В) формирование зародышевых листков
Г) образование бластоцеля
Д) интенсивные перемещения клеток внутри зародыша

11212


2. Установите соответствие между характеристикой процесса эмбриогенеза позвоночных и этапом, для которого он характерен: 1) бластула, 2) гаструла
А) формирование энтодермы
Б) образование шарообразного зародыша с полостью внутри
В) дробление зиготы
Г) образование однослойного зародыша
Д) образование двуслойного зародыша
Е) формирование двух зародышевых листков

211122



БЛАСТУЛА - ГАСТРУЛА РИС.
Установите соответствие между признаками и этапами эмбриогенеза ланцетника, обозначенными на схеме. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) образуются бластомеры
Б) формируется гастральная полость
В) развивается двуслойный зародыш
Г) завершается дробление
Д) на этой стадии заканчивается развитие кишечнополостных

12212


ОДНОСЛОЙНЫЙ - ДВУСЛОЙНЫЙ
Установите соответствие между характеристикой и стадией формирования эмбриона ланцетника: 1) однослойный зародыш, 2) двуслойный зародыш. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

А) впячивание группы клеток внутрь бластулы
Б) митоз зиготы
В) формирование стенок первичной кишки
Г) образование бластоцеля
Д) образование бластомеров

21211


БЛАСТУЛА - ГАСТРУЛА - НЕЙРУЛА
Установите соответствие между характеристиками и стадиями эмбриогенеза ланцетника: 1) бластула, 2) гаструла, 3) нейрула. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.

А) образование хорды из мезодермы
Б) наличие недифференцированных клеток
В) впячивание клеток бластулы в полость
Г) формирование полости первичной кишки
Д) трехслойный зародыш

31223


ГАСТРУЛЯЦИЯ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. При гаструляции эмбриона ланцетника происходят следующие процессы:

1) впячивание слоя клеток в полость бластулы
2) дробление зиготы
3) образование нервной трубки
4) образование двух зародышевых листков
5) обособление хорды из мезодермы
6) формирование полости первичной кишки

146



ГАСТРУЛА РИС.
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для описания стадии эмбриогенеза ланцетника, показанной на рисунке, подходят следующие характеристики:

1) имеет полость - целом
2) следующая стадия после морулы
3) наружный слой - эктодерма
4) двуслойный зародыш
5) энтодерма формирует нервную трубку
6) образуется путем инвагинации стенки бластулы

346


ГАСТРУЛА - НЕЙРУЛА
Установите соответствие между процессами и стадиями эмбриогенеза ланцетника: 1) гаструла, 2) нейрула. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) образование двух зародышевых листков
Б) формирование нервной трубки
В) формирование хорды
Г) дифференциация клеток на эктодерму и энтодерму
Д) образование полости первичной кишки

12211


Нейрула
НЕЙРУЛА
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для описания стадии эмбриогенеза ланцетника, изображенной на рисунке, подходят следующие термины:

1) хорда
2) нервная пластинка
3) зигота
4) мезодерма
5) бластоцель
6) морула

124


ОРГАНОГЕНЕЗ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. При нейруляции и органогенезе в эмбриональном развитии ланцетника происходят следующие процессы:

1) формирование кожного покрова
2) образование бластомеров
3) появление двух зародышевых листков
4) формирование нервной трубки
5) закладка хорды
6) формирование первичной полости тела

145


ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОСТАЯ
1. Установите последовательность стадий индивидуального развития человека, начиная от зиготы. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1) формирование мезодермы
2) образование двухслойного зародыша
3) формирование нервной системы
4) образование бластомеров
5) формирование четырехкамерного сердца

42135


2. Установите последовательность этапов эмбрионального развития животных
1) появление мезодермы
2) формирование двух зародышевых листков
3) образование бластомеров
4) образование тканей и органов
5) формирование бластоцеля

35214


3. Установите, в какой последовательности происходят процессы эмбриогенеза у ланцетника. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) формирование однослойного зародыша
2) образование мезодермы
3) образование энтодермы
4) дифференцировка органов
5) образование бластомеров

51324


4. Установите последовательность этапов зародышевого развития ланцетника. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) формирование однослойного зародыша
2) дробление зиготы
3) формирование внутренних органов и систем органов
4) образование нервной пластинки и хорды
5) формирование двухслойного зародыша

21543


5р. Установите последовательность стадий эмбриогенеза беспозвоночного животного. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) дробление зиготы
2) гаструляция
3) органогенез
4) образование бластулы
5) формирование мезодермы

14253


6р. Установите последовательность процессов эмбриогенеза. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) образование мезодермы
2) формирование двуслойного зародыша
3) окончательное формирование систем органов зародыша
4) образование бластомеров
5) образование хорды

42153


7. Установите последовательность процессов эмбриогенеза. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) образование нервной трубки
2) завершение органогенеза

3) дробление бластомеров
4) образование гаструлы
5) обособление нервной пластинки
6) образование гастральной полости

346512


ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ С МОРУЛОЙ И НЕЙРУЛОЙ
1. Установите правильную последовательность процессов онтогенеза у ланцетника.

1) зигота
2) бластула
3) органогенез
4) нейрула
5) гаструла

12543


2. Установите последовательность процессов эмбрионального развития хордового животного. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) гаструляция
2) образование нейрулы
3) образование морулы
4) образование мезодермы
5) образование бластулы
6) дробление зиготы
7) гистогенез

6351427


3. Установите последовательность стадий в процессе эмбриогенеза. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) нейрула
2) зигота
3) бластула
4) морула
5) гаструла

24351


ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ У ЧЕЛОВЕКА
Установите, в какой последовательности происходит процесс созревания женских половых клеток, оплодотворение и начало развития зародыша. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1) овуляция
2) начало формирования многоклеточного зародыша
3) созревание фолликула в яичнике
4) прикрепление зародыша к стенке матки
5) оплодотворение
6) образование плаценты

315246


ЭКТОДЕРМА
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных ниже структур образуются из эктодермы?

1) слизистая оболочка желудка
2) задние рога спинного мозга
3) дентин
4) эмаль зубов
5) глазодвигательные мышцы
6) сетчатка

246


Нейрула
ЭКТОДЕРМА РИС
1. Выберите три варианта. Какие ткани и органы позвоночного животного образуются из клеток, обозначенных на рисунке цифрой 1?

1) потовые железы
2) костная ткань
3) ногтевые пластинки
4) соединительная ткань
5) кожный эпидермис
6) гладкая мышечная ткань

135


Нейрула
2. Рассмотрите рисунок и определите (А) стадию эмбриогенеза ланцетника и (Б) зародышевый листок, обозначенный вопросительным знаком. (В) Какая ткань развивается из этого зародышевого листка? Для каждой буквы выберите соответствующий термин или соответствующее понятие из предложенного списка.
1) гаструла
2) нейрула
3) мышечная ткань
4) нервная ткань
5) соединительная ткань
6) эктодерма
7) мезодерма
8) энтодерма

264


Нейрула
ЭКТОДЕРМА - ЭНТОДЕРМА РИС
Установите соответствие между структурами и зародышевыми листками, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2: 1) эктодерма, 2) энтодерма. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

А) эпидермис кожи
Б) нервная ткань
В) печень
Г) поджелудочная железа
Д) эмаль зубов

11221

 

СОБИРАЕМ

А) альвеолы легких
Б) ногти


ЭКТОДЕРМА - МЕЗОДЕРМА
1. Установите соответствие между структурой организма человека и зародышевым листком, из которого она сформировалась: 1) эктодерма, 2) мезодерма

А) болевые рецепторы
Б) волосяной покров
В) лимфа и кровь
Г) жировая ткань
Д) ногтевые пластинки

11221


2. Установите соответствие между органом, тканью позвоночного животного и зародышевым листком, из которого они образуются при эмбриогенезе. Запишите цифры в порядке, соответствующем буквам: 1) эктодерма, 2) мезодерма
А) кровь
Б) эмаль зубов
В) хрящевая ткань
Г) сердечная мышца
Д) кожные железы

21221


Нейрула
ЭКТОДЕРМА - МЕЗОДЕРМА РИС
1. Установите соответствие между структурами и зародышевыми листками, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2, из которых эти структуры формируются. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

А) нервная ткань
Б) кровь
В) скелет
Г) гладкая мышечная ткань
Д) кожный эпидермис
Е) потовые железы

122211


Нейрула
2. Установите соответствие между структурами зародыша и зародышевыми листками, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2, из которых эти структуры формируются. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) ногти
Б) органы чувств
В) кровь
Г) лимфа
Д) костный скелет
Е) слизистая носа

112221


Нейрула
3. Установите соответствие между структурами и зародышевыми листками, обозначенными на рисунке цифрами 1 и 2. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) нервная ткань
Б) кровь
В) кость
Г) почка
Д) эмаль зубов
Е) мышца

122212


Нейрула
4. Установите соответствие между структурами и зародышевыми листками, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам
А) эпидермис кожи
Б) скелетная мускулатура
В) кровь
Г) рецепторы сетчатки
Д) хрящевая ткань
Е) кора больших полушарий

122121


Нейрула
5. Установите соответствие между структурами и зародышевыми листками, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам
А) поперечно-полосатая мускулатура
Б) соединительная ткань
В) волосы и ногти
Г) кора головного мозга
Д) малая берцовая кость
Е) мышечный слой стенки желудка

221122


СОБИРАЕМ 6
А) диафрагма
Б) подкожная жировая клетчатка
В) клетки нефрона
Г) нейроны

ЭНТОДЕРМА - МЕЗОДЕРМА ПРИЗНАКИ
Установите соответствие между характеристикой и типом зародышевого листа: 1) энтодерма, 2) мезодерма. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

А) формируется на стадии нейрулы
Б) образуется в результате гаструляции
В) участвует в формировании органов пищеварения
Г) отсутствует в онтогенезе гидры
Д) участвует в формировании кровеносной системы

21122


ЭНТОДЕРМА - МЕЗОДЕРМА ПРИМЕРЫ
Установите соответствие между органом, тканью позвоночного животного и зародышевым листком, из которого они образуются: 1) энтодерма, 2) мезодерма

А) кишечник
Б) кровь
В) почки
Г) лёгкие
Д) хрящевая ткань
Е) сердечная мышца

122122


Нейрула
ЭНТОДЕРМА - МЕЗОДЕРМА РИС
1. Установите соответствие между структурами и зародышевыми листками, обозначенными на рисунке цифрами. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

А) внутренние слизистые покровы
Б) надпочечники
В) тканевая жидкость
Г) лимфа
Д) эпителий альвеол

12221


Нейрула
2. Устновите соответствие между структурами зародыша и зародышевыми листками, обозначенными на рисунке цифрами 1 и 2, из которых эти структуры формируются: запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) мышцы
Б) альвеолы
В) печень
Г) кровеносные сосуды
Д) сердце

12211


Нейрула
3. Установите соответствие между структурами и зародышевыми листками эмбриона, обозначенными на рисунке цифрами 1 и 2. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) позвонки
Б) железистый эпителий желудка
В) основная железистая ткань поджелудочной железы
Г) нефроны
Д) мышечный слой желудка
Е) желчный пузырь

122112


Нейрула
4. Установите соответствие между органами и зародышевыми листками, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) эпителий кишечника
Б) сердце
В) почки
Г) печень
Д) кости
Е) мышцы

211211


МЕЗОДЕРМА
1. Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных структур формируются из среднего зародышевого листка (мезодермы) у человека?

1) поперечнополосатая мышечная ткань
2) нервная система
3) эпителий кишечника
4) средний слой кожи – дерма
5) слизистая оболочка носовой полости
6) красный костный мозг

146


2. Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных структур развиваются из мезодермы в процессе органогенеза?
1) нервная ткань
2) потовые железы
3) мышечная ткань
4) сердце
5) почки
6) печень

345


Нейрула
МЕЗОДЕРМА РИС.
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из приведённых ниже структур развиваются из зародышевого листка, обозначенного на рисунке цифрой 1?

1) альвеолы лёгких
2) почки
3) поджелудочная железа
4) бедренная кость
5) миокард сердца
6) эпителий тонкого кишечника

245


Нейрула
1. Рассмотрите рисунок. Определите А) стадию эмбриогенеза хордового животного, Б) зародышевый листок, обозначенный на рисунке вопросительным знаком, и В) органы, которые из него развиваются. Для каждой буквы выберите соответствующий термин или соответствующее понятие из предложенного списка.
1) гаструла
2) нейрула
3) бластула
4) эктодерма
5) энтодерма
6) мезодерма
7) почки, мышцы, сердце
8) печень, поджелудочная железа

267


Нейрула
2. Рассмотрите рисунок с изображением стадии эмбриогенеза животного и определите (А) её название, (Б) название зародышевого листка, обозначенного на рисунке вопросительным знаком, (В) органы, которые из него развиваются. Для каждой буквы выберите соответствующий термин или соответствующее понятие из предложенного списка.
1) нейрула
2) гаструла
3) мышцы и вторичная полость тела
4) спинной и головной мозг
5) поджелудочная железа и печень
6) эктодерма
7) мезодерма
8) энтодерма

173


ЭКТОДЕРМА - ЭНТОДЕРМА - МЕЗОДЕРМА
1. Установите соответствие между органами и зародышевыми листками, из которых они образовались: 1) эктодерма, 2) энтодерма, 3) мезодерма. Запишите цифры 1, 2 и 3 в правильном порядке.

А) головной мозг
Б) скелет
В) мышцы
Г) кожные железы
Д) легкие
Е) печень

133122


2. Установите соответствие между органами и зародышевыми листками, из которых они образовались: 1) эктодерма, 2) энтодерма, 3) мезодерма. Запишите цифры 1, 2 и 3 в правильном порядке.
А) головной мозг
Б) печень
В) кровь
Г) кости
Д) поджелудочная железа
Е) кожа

123321


3. Установите соответствие между органами и зародышевыми листками, из которых они развиваются: 1) эктодерма, 2) энтодерма, 3) мезодерма. Запишите цифры 1-3 в правильном порядке.
А) головной мозг
Б) тонкая кишка
В) хрящи
Г) мышцы
Д) поджелудочная железа
Е) волосы

123321


Нейрула
ЭКТОДЕРМА - ЭНТОДЕРМА - МЕЗОДЕРМА РИС.
1. Установите соответствие между органами и зародышевыми листками, обозначенными цифрами 1, 4, 6 на схеме выше. Запишите указанные цифры в порядке, соответствующем буквам.

А) эпидермис кожи
Б) скелетные мышцы
В) эпителий кишечника
Г) головной мозг
Д) половые железы
Е) печень

146146


Нейрула
2. Установите соответствие между производными зародышевых листков и зародышевыми листками, обозначенными цифрами 1-3 на схеме эмбрионального развития ланцетника. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.

А) печёночный вырост
Б) кровеносные сосуды
В) нервы
Г) эпителий средней кишки
Д) эпителий кожи
Е) мышцы

321312



3. Установите соответствие между характеристиками и структурами эмбриона, обозначенными цифрами на рисунке. Запишите цифры в порядке, соответствующем буквам.
А) структура, из которой в дальнейшем образуется нервная система
Б) структура, из которой в дальнейшем образуется мышечная система
В) структура, из которой в дальнейшем образуется печень

246


НЕПРЯМОЕ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Среди позвоночных животных есть классы с разным типом постэмбрионального развития. У животных с метаморфозом, в отличие от животных с прямым развитием,

1) отсутствует забота о потомстве
2) есть стадия яйца
3) новорожденная особь развивается в водной среде
4) на некоторых стадиях развития газообмен осуществляется через жабры
5) формируется личинка
6) эмбрион защищен зародышевыми оболочками

345


2. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных ниже признаков можно использовать для описания непрямого постэмбрионального развития животных?
1) всегда происходит после наружного оплодотворения
2) тело матери покидают сформированные неполовозрелые особи
3) развитие происходит со стадией личинки
4) развитие без метаморфоза
5) яйца содержат очень ограниченный запас питательных веществ
6) личинка и взрослый организм часто занимают разные экологические ниши

356


3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Характеристиками непрямого типа постэмбрионального развития являются
1) способствует ослаблению борьбы за существование между родителями и потомством
2) рождение потомства, внешне похожего на взрослый организм
3) родившийся организм может отличаться от взрослого организма по морфологическим признакам, образу жизни (типу питания, характеру передвижения)
4) может быть яйцекладным и внутриутробным
5) происходит метаморфоз
6) всегда сопровождается перестройкой на стадии куколки

135


Установите последовательность событий, происходящих в жизненном цикле животного с непрямым развитием при внутреннем оплодотворении. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) развитие эмбриона
2) откладывание яйца самкой
3) оплодотворение яйцеклетки
4) появление неполовозрелой взрослой особи
5) формирование личинки

32154


ТЕРМИНЫ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для описания онтогенеза ланцетника используются следующие термины:

1) бластопор
2) бластомер
3) дробление
4) партеногенез
5) имаго
6) гаметогенез

123


2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К эмбриогенезу относят следующие процессы:
1) образование гамет
2) образование зиготы
3) бластуляция
4) постэмбриональное развитие
5) гаструляция
6) гистогенез

356


3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К эмбриогенезу трёхслойных животных относятся процессы
1) образования гамет
2) дробления зиготы
3) гаструляции
4) метаморфоза
5) рождения
6) органогенеза

236


4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для описания постэмбрионального развития животных подходят следующие термины:
1) метаморфоз
2) нейруляция
3) дробление
4) пубертат
5) личинка
6) целом

145


5. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для описания эмбриогенеза используются следующие термины:
1) гаметогенез
2) гистогенез
3) дробление
4) метаморфоз
5) морула
6) оплодотворение

235


Нейрула
ПОДПИСИ
Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) нервная трубка
2) первичная кишка
3) хорда
4) мезодерма
5) вторичная полость тела
6) энтодерма

346


Нейрула
Каким номером на рисунке обозначена часть эмбриона млекопитающего, через которую зародыш получает питание в процессе развития в матке?

6


Нейрула
Укажите номер на рисунке, которым обозначена часть эмбриона животного, участвующая в формировании органов будущего организма.

2



Установите соответствие между характеристиками и структурами эмбриона, обозначенными на рисунке цифрами 1-4. Запишите цифры 1-4 в порядке, соответствующем буквам.
А) участвует в формировании плаценты
Б) предохраняет плод от механических повреждений
В) препятствует проникновению инфекций к зародышу из полости матки
Г) участвует в прикреплении эмбриона к стенке матки
Д) служит водной средой для зародыша
Е) формирует будущий организм

132134



Установите соответствие между характеристиками и структурами эмбриона, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2, 3, 4. Запишите цифры 1-4 в порядке, соответствующем буквам.
А) тяж, соединяющий зародыш с плацентой
Б) имеется в эмбрионе только у пресмыкающихся, птиц и млекопитающих
В) обеспечивает наличие водной среды для развития зародыша
Г) участвует в формировании плаценты
Д) содержит нервную трубку
Е) содержит кровеносные сосуды, соединяющие зародыш с плацентой

144321


Нейрула
ХОРДА И НЕРВНАЯ ПЛАСТИНКА
1. Установите соответствие между характеристиками и структурами эмбриона, обозначенными цифрами на рисунке. Запишите цифры 1-4 в порядке, соответствующем буквам.

А) формирует осевую опорную структуру эмбриона
Б) соединительные ткани будут формироваться из данных структур
В) является производным эктодермы
Г) в дальнейшем даст начало покровам животного
Д) будет формировать мышечную ткань животного
Е) образующиеся клетки будут способны к возбудимости и проводимости

342142


Нейрула
2. Установите соответствие между характеристиками и структурами эмбриона, обозначенными на рисунке цифрами 1-4. Запишите цифры 1-4 в порядке, соответствующем буквам.

А) формирует осевую опорную структуру эмбриона
Б) образует кожные покровы организма
В) формирует полость кишечника у взрослого организма
Г) дает начало нервной ткани
Д) образуется из мезодермы
Е) формирует железистый эпителий пищеварительных органов

213124


Нейрула
3. Установите соответствие между характеристиками и структурами зародыша, обозначенными на рисунке цифрами 1 и 2. Запишиет цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) является осевым скелетом зародыша
Б) формируется из эктодермы
В) даёт начало нервной ткани
Г) образует рецепторы органов чувств
Д) формирует головной и спинной мозг
Е) при органогенезе может замещаться на позвоночник

211112


Нейрула
Установите соответствие между характеристиками и структурами зародыша, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2, 3. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.

А) образуется из мезодермы
Б) формирует осязательные рецепторы
В) имеет эктодермальное происхождение
Г) формирует печеночный вырост
Д) отграничивает полость первичной кишки
Е) у ланцетника, в отличие от человека, сохраняется на протяжении всей жизни

211332


Нейрула
ЗИГОТА-МОРУЛА-ГАСТРУЛА
Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2, 3. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.

А) дробление зародыша
Б) содержит недифференцированные клетки
В) образуется гастральная полость
Г) формируются зародышевые листки
Д) часть клеток впячивается в полость
Е) результат слияния гамет

223331


Нейрула
МОРУЛА-БЛАСТУЛА-ГАСТРУЛА-НЕЙРУЛА
Установите соответствие между признаками и стадиями эмбриогенеза, обозначенными на схеме цифрами 1-4. Запишите цифры 1-4 в порядке, соответствующем буквам.

А) последняя стадия перед формированием мезодермы
Б) имеет гастральную полость
В) завершение гистогенеза (образования тканей)
Г) содержит бластоцель
Д) содержит хорду и нервную пластинку
Е) образуется в результате дробления

334241


Нейрула
МОРУЛА-БЛАСТУЛА-НЕЙРУЛА
Установите соответствие между процессами и этапами эмбриогенеза организма, обозначенными на схеме выше цифрами 1, 2, 3. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.

А) образование кишечной трубки
Б) закладка нервной трубки
В) формирование осевых структур эмбриона
Г) развитие бластоцеля
Д) дробление до стадии 32-клеточного зародыша
Е) формирование первичной полости

333212


Нейрула

БЛАСТУЛА-ГАСТРУЛА-НЕЙРУЛА
Установите соответствие между процессами и этапами эмбриогенеза организма, обозначенными на схеме выше цифрами 2, 3, 8. Запишите указанные цифры в порядке, соответствующем буквам.

А) однослойный зародыш
Б) закладка осевых органов
В) результат гаструляции
Г) формирование нервной пластинки
Д) образование бластоцеля
Е) наличие третьего зародышевого листка

238323


Нейрула
ВЫБОР ТРЁХ
1. Установите соответствие между признаками и стадиями эмбриогенеза, обозначенными цифрами на схеме. Запишите цифры в порядке, соответствующем буквам.
А) вторичная полость тела будущего животного
Б) пищеварительная полость
В) морула

581


Нейрула
2. Назовите стадии эмбриогенеза организма, обозначенные цифрами на схеме. Запишите цифры в порядке, соответствующем буквам. Цифры в ответе могут повторяться.

А) нейрула
Б) гаструла
В) зародыш, состоящий из двух бластомеров

385


Нейрула
Все представленные на рисунках 1–4 объекты относятся к одной стадии жизненных циклов животных. Как называют эту стадию?

личинка, личиночная


Найдите три ошибки в приведенном тексте «Постэмбриональное развитие животных». Укажите номера предложений, в которых они сделаны. (1) Стадию развития животных, начинающуюся с рождения или выхода детеныша из яйца и заканчивающуюся смертью, называют постэмбриональной. (2) Различают прямое и непрямое постэмбриональное развитие. (3) При прямом развитии из тела матери или из яйца появляется личинка с несформированными или отсутствующими органами. (4) При непрямом развитии детеныши зачастую совсем непохожи на взрослые организмы. (5) Головастик более похож на рыбу, чем на взрослую лягушку. (6) У головастика на первых этапах развития имеются жабры, двухкамерное сердце, два круга кровообращения, боковая линия. (7) Непрямое развитие характерно для жаб и крокодилов.

367


Найдите три ошибки в приведенном тексте «Онтогенез животных». Укажите номера предложений, в которых они сделаны. (1) Онтогенез позвоночного животного начинается с момента образования гамет в организме. (2) У животных одного вида яйцеклеток образуется меньше, чем сперматозоидов. (3) При оплодотворении формируется фенотип организма. (4) Зигота многократно делится, в результате чего формируется многоклеточный зародыш. (5) Зародыш позвоночного животного в своём развитии последовательно проходит стадии: дробление, гаструла, бластула, нейрула, органогенез. (6) После рождения или выхода детеныша из яйцевых оболочек начинается постэмбриональный период его развития. (7) У разных видов организмов этот период протекает по-разному.

135


Экспериментатор решил выдержать оплодотворенное куриное яйцо два дня при температуре 38 градусов. Как при этом изменится:
А) объём желтка,
Б) масса яйца,
В) площадь скорлупы яйца?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: 1) увеличилась 2) уменьшилась 3) не изменилась. Цифры в ответе могут повторяться.

223



© Д.В.Поздняков, 2009-2020