Задания части 2 ЕГЭ по теме «Органы чувств»

Задания части 2 ЕГЭ по теме «Органы чувств»

1. Полость среднего уха человека соединена с носоглоткой слуховой трубой. Каково значение такого соединения? К каким последствиям может привести непроходимость слуховой трубы?

1) слуховая труба обеспечивает выравнивание давления между атмосферой и воздухом в полости среднего уха;
2) при непроходимости слуховой трубы давление на барабанную перепонку возрастает;
3) возникает ощущение заложенности ушей;
4) ухудшится передача колебаний на слуховые косточки;
5) барабанная перепонка может лопнуть



2. Перечислите оболочки глазного яблока у человека и укажите какие функции они выполняют.

1) белочная оболочка (склера);
2) защищает внутренние структуры;
3) роговица – передняя прозрачная часть белочной оболочки;
4) защита и преломление света;
5) сосудистая оболочка;
6) кровоснабжение глаза;
7) радужная оболочка – передняя часть сосудистой оболочки;
8) регулирует световой поток;
9) сетчатка;
10) восприятие света и преобразование его в нервные импульсы



3. Объясните, какова роль слуховых косточек в восприятии звука. Почему опасны частые воспаления среднего уха? Как инфекция может попасть в среднее ухо? Ответ поясните.

1. Слуховые косточки передают колебания с барабанной перепонки на внутреннее ухо, при этом они уменьшают амплитуду и увеличивают силу колебаний.
2. Частые воспаления среднего уха могут привести к повреждению слуховых косточек, что вызовет потерю слуха.
3. Инфекции могут попасть в среднее ухо из носоглотки через евстахиеву трубу.



4. Чем характеризуется дальнозоркость у человека? Объясните особенности врожденной и приобретенной дальнозоркости.

1) человек плохо видит предметы, находящиеся вблизи, поскольку изображение близких предметов возникает за сетчаткой;
2) при врожденной форме глазное яблоко укорочено;
3) приобретенная форма возникает из-за уменьшения выпуклости хрусталика и потери его эластичности



5. Лекарственный препарат снижает чувствительность рецепторов полукружных каналов и оказывает противорвотное действие, устраняет головокружение. На какой орган (анализатор) воздействует этот препарат? Ответ обоснуйте. В каких случаях его рекомендуют принимать? Приведите два конкретных примера.

1) препарат воздействует на вестибулярный аппарат (анализатор);
2) в состав вестибулярного аппарата входят полукружные каналы и мешочки преддверия, а препарат воздействует на полукружные каналы;
3) препарат рекомендуют принимать при больших воздействиях на вестибулярный аппарат, например, при длительной езде на автомобиле, при морской качке, при полетах на самолетах



6. Какой буквой на рисунке обозначена структура глаза, в которой возникают нервные импульсы? Назовите её. Где происходит окончательное различение изображения и как функционирует зрительный анализатор?

1) А – сетчатка;
2) окончательное распознавание изображения происходит в зрительной зоне коры (затылочной доле коры больших полушарий);
3) рецепторы сетчатки (палочки и колбочки) преобразуют энергию света в нервный импульс;
4) зрительный нерв (проводящая часть анализатора) передает импульсы в затылочную долю коры головного мозга;
5) в зрительной зоне (центральная часть анализатора) происходит анализ информации, формирование ощущения.



7. Почему воспалительный процесс может распространиться из носоглотки в среднее ухо?

1) Болезнетворные организмы могут попасть из носоглотки в среднее ухо через слуховую трубу.
2) Размножение болезнетворных микроорганизмов приводит к воспалительному процессу.



8. Какой буквой на рисунке обозначены структуры уха, в которых в 50 раз усиливаются звуковые колебания? Назовите их. Где происходит окончательное распознавание звука? Как работает слуховой анализатор?

1) Е – слуховые косточки (молоточек, наковальня и стремечко).
2) Окончательное распознавание звука происходит в центральной части слухового анализатора – височной зоне коры больших полушарий.
3) Звуковая волна направляется ушной раковиной в наружный слуховой проход. Достигая барабанной перепонки, звуковые волны вызывают её колебания. Эти колебания усиливаются системой слуховых косточек и передаются через овальное окно во внутреннее ухо. Восприятие звука происходит в рецепторах улитки, где возникают нервные импульсы. Нервные импульсы по слуховому нерву передаются в височную зону коры больших полушарий.



9. Какие структуры глаза человека обозначены на рисунке цифрами 1, 2, 3? Какие функции они выполняют?

1) 1 – ресничная (цилиарная) мышца;
2) 2 – роговица;
3) 3 – сетчатка;
4) ресничная мышца изменяет кривизну хрусталика (обеспечивает аккомодацию);
5) роговица преломляет лучи света;
6) роговица защищает внутренние структуры глаза;
7) сетчатка преобразует свет в нервный импульс (содержит светочувствительные рецепторы)



10. Человек получил травму, в результате чего ослеп. Повреждение каких структур могло стать причиной слепоты?

1) в результате травмы могли быть повреждены оптические части глаза: роговица, хрусталик, стекловидное тело;
2) могла быть повреждена сетчатка, где находятся зрительные рецепторы (импульсы не возникают);
3) мог быть поврежден зрительный нерв – отсутствует связь рецепторов с зрительным центром в затылочной доле коры;
4) мог быть поврежден зрительный центр в коре мозга.



11. Радужка у разных людей имеет различную окраску. У одних глаза карие или почти черные, а у других темно- или светло-серые, зеленые или голубые. Чем обусловлен цвет радужки? В какой оболочке глаза она находится? В каком случае радужка имеет красноватый цвет и почему?

1) цвет глаз определяется наличием различных пигментов в радужке;
2) выработка пигментов в радужке зависит от генотипа;
3) радужка – это передняя часть сосудистой оболочки;
4) радужка имеет красноватый цвет в том случае, если пигменты не вырабатываются и через радужку просвечивают кровеносные сосуды;
5) пигменты не вырабатываются из-за мутации (альбинизм)



12. Что такое близорукость? В какой части глаза фокусируется изображение у близорукого человека? Чем отличаются врожденная и приобретенная формы близорукости?

1) близорукость – это заболевание органов зрения, при котором человек плохо различает удаленные предметы;
2) у близорукого человека изображение предметов возникает перед сетчаткой;
3) при врожденной близорукости изменяется форма глазного яблока (удлиняется);
4) приобретенная близорукость связана с изменением (увеличением) кривизны хрусталика



13. Назовите структуры уха человека, обозначенные на рисунке буквами А и Б. Какие функции они выполняют? Какая часть сенсорной системы расположена в изображенном органе?

1) А – улитка;
2) Б – слуховые косточки;
3) улитка преобразует механические колебания в нервные импульсы;
4) слуховые косточки усиливают механические колебания барабанной перепонки;
5) слуховые косточки передают колебания на мембрану овального окна (в улитку);
6) периферическая (рецепторная, воспринимающая) часть сенсорной системы (анализатора)



14. Глаза птиц и млекопитающих имеют большое анатомическое сходство. Какие особенности строения глазного яблока обеспечивают его светочувствительность? Объясните, в связи с каким образом жизни у большинства птиц отряда Совообразные светочувствительность глаз выше, чем у птиц отряда Соколообразные? Какой вид фоторецепторов обеспечивает высокую светочувствительность глаз у Совообразных?

1) большое количество фоторецепторов на сетчатке;
2) способность зрачка расширяться, пропуская больше света;
3) прозрачность компонентов оптической системы глаза;
4) в связи с ночным образом жизни;
5) палочки.



15. Испытуемому поднесли к лицу источник света (фонарь), а затем его убрали. Какие видимые изменения произойдут в глазном яблоке до и после воздействия светом? Какая структура глазного яблока обеспечивает эти изменения? Ответ поясните.

1) на свету произойдет сужение зрачка;
2) в отсутствие яркого света зрачок возвращается в первоначальное состояние;
3) радужка;
4) величина потока света зависит от диаметра зрачка, который изменяется под действием мышц радужки.



16. К вспомогательным структурам глаза относятся ресницы, брови, веки и слезный аппарат (слезная железа и слезоотводящие пути). Назовите их функции. Ответ поясните.

1) веки и ресницы защищают глазное яблоко от механических повреждений и попадания инородных частиц;
2) брови и ресницы препятствует попаданию пота в глаз (стекающего со лба);
3) слезы предохраняет роговицу от высыхания;
4) слезы смывает инородные частицы, попадающие в глаз;
5) слезы содержит бактерицидные вещества (лизоцим).



17. Какой буквой на рисунке изображен дилататор (мышца-расширитель) зрачка, а какой — сфинктер (суживатель) зрачка? Как зависит работа этих мышц от интенсивности освещения? Ответ поясните. Какой тканью образованы эти мышцы? Под контролем какого отдела нервной системы они находятся?

1) А — сфинктер (суживатель) зрачка;
2) Б — дилататор (расширитель) зрачка;
3) при повышении интенсивности освещения сокращается сфинктер;
4) диаметр зрачка уменьшается, снижается поток света, попадающий на сетчатку;
5) при понижении интенсивности освещения сокращается дилататор;
6) диаметр зрачка увеличивается, повышается поток света, попадающего на сетчатку;
7) гладкая мышечная ткань;
8) вегетативная (автономная) нервная система.



18. Назовите отделы зрительного анализатора и укажите, какую функцию выполняет каждый из этих отделов.

1) периферический отдел - сетчатка (зрительные рецепторы; фоторецепторы);
2) воспринимает и преобразует световое раздражение в нервные импульсы;
3) проводниковый отдел - зрительный нерв;
4) передаёт нервный импульс в головной мозг;
5) центральный отдел - зрительная зона коры больших полушарий;
6) обрабатывает зрительную информацию и формирует окончательное изображение.



19. Какие изменения происходят в оптической системе глаза человека, когда он фокусируется на близко расположенном объекте? Как эти изменения влияют на способность оптической системы глаза преломлять световые лучи?

1) ресничная (цилиарная) мышца сокращается;
2) хрусталик становится более выпуклым;
3) преломляющая сила хрусталика увеличивается (лучи преломляются с большей силой) ИЛИ входящие под углом лучи от близкого объекта сходятся в фокусе на сетчатке.



20. Почему при боковом зрении хуже воспринимается цвет предметов? Ответ поясните.

1) на сетчатке глаза расположены рецепторы двух типов: палочки и колбочки;
2) за ночное и сумеречное зрение отвечают палочки, обладающие более высокой чувствительностью, за цветовое – колбочки;
3) колбочки располагаются в центре сетчатки (наибольшая концентрация - желтое пятно);
4) при боковом зрении изображение предмета формируется на периферии сетчатки, где колбочки отсутствуют, а имеются только палочки.




© Д.В.Поздняков, 2009-2020