Задания части 2 ЕГЭ по теме «Иммунитет + Группы крови»

Задания части 2 ЕГЭ по теме «Иммунитет + Группы крови»

1. Почему новорожденные меньше болеют инфекционными заболеваниями, если сразу же после рождения получили молоко матери? Какой иммунитет при этом формируется?

1) в материнском молоке содержатся антитела (иммуноглобулины);
2) антитела способствуют уничтожению возбудителей болезней;
3) естественный пассивный.



2. Почему некоторыми инфекционными болезнями человек болеет повторно? Укажите два пункта, ответ поясните.

1) возбудитель может мутировать (изменять структуру антигенов);
2) в организме отсутствуют антитела против новых антигенов возбудителя;
3) с предыдущей болезни ИЛИ вакцинации прошло много времени (10 лет и более);
4) клетки иммунной памяти в организме исчезли.



3. Иммунодефициты - состояния, вызванные недостаточной активностью иммунной системы. Различают врожденные (в том числе наследственные) и приобретенные иммунодефициты. Например, одна из форм наследственного иммунодефицита связана с нарушением работы актиновых филаментов, обеспечивающих формирование псевдоподий. Объясните, почему дефект элементов цитоскелета приводит к иммунодефициту. Какие причины могут приводить к приобретенному иммунодефициту? Укажите не менее двух пунктов.

1) нарушается амебоидное движение фагоцитов (лейкоцитов);
2) нарушается формирование псевдоподий, необходимы для осуществления фагоцитоза патогенов (бактерий, антигенов);
3) вирусные инфекции (ВИЧ-инфекция);
4) радиационное облучение ИЛИ дефицит витаминов ИЛИ воздействие химических веществ (лекарств) ИЛИ повреждение (удаление) органов иммунной системы (возможны другие верные ответы).



4. В тканях человека имеются так называемые тучные клетки, содержащие в цитоплазме гранулы с гистамином. При развитии реакции воспаления гистамин высвобождается из клеток, вызывая местное расширение капилляров и повышение проницаемости их стенок. Какое значение имеют эти следствия работы гистамина?

1) через расширенные капилляры притекает больше крови;
2) приходит больше лейкоцитов;
3) которые осуществляют фагоцитоз (возможно указание других верных функций иммунных клеток);
4) через проницаемую стенку выходит больше плазмы;
5) возникает отёк;
6) уменьшается концентрация вредных веществ



5. Известно, что при первичном проникновении определенного возбудителя в организм человека максимальная концентрация антител к нему наблюдается в крови спустя 14-17 дней, в то время как при повторном заражении пик иммунного ответа приходится на 3-7 день. Объясните эту разницу в скорости первичного и вторичного иммунного ответа. Почему при повторном проникновении антигена человек может не испытывать симптомы заболевания, и заражение происходит для него незамеченным?

1) при первичном проникновении возбудителя в организме низкая концентрация (отсутствие) В-лимфоцитов, специфичных к данному антигену;
2) при первичном проникновении происходит отбор (селекция) и размножение (пролиферация) В-лимфоцитов с нужной специфичностью;
3) после первичного иммунного ответа в организме остаются клетки (иммунной) памяти;
4) при повторном заражении клетки памяти формируют более быстрый иммунный ответ (обеспечивают более быстрое производство антител);
5) появление необходимых антител позволяет быстро нейтрализовать антигены возбудителя и не дать ему размножиться (поэтому симптомы заболевания не проявляются).



6. Рассмотрите схему взаимодействия белков А со структурами Б. Как называются молекулы А и Б? Какую функцию выполняют белки А? Какие клетки иммунной системы синтезируют белки, обозначенные буквой А? Во взаимодействии структур А и Б проявляется структурное соответствие участков молекул (принцип "ключ-замок"). При выполнении каких еще функций белков структурное соответствие также может проявляться? Укажите не менее двух функций.

1) А - антитела (иммуноглобулины);
2) Б - антигены;
3) антитела выполняют защитную функцию (связывают чужеродные молекулы - антигены);
4) лимфоциты (В-лимфоциты; плазматические клетки; плазмоциты);
5) ферментативная (каталитическая) функция;
6) рецепторная функция ИЛИ транспортная функция.



7. Что представляют собой медицинские препараты – вакцина и лечебная сыворотка? С какой целью каждый из этих препаратов вводят человеку? Ответ поясните.

1) вакцина – препарат, содержащий ослабленные или мёртвые микроорганизмы;
2) сыворотка – препарат, содержащий готовые антитела;
3) вакцину вводят в целях профилактики заболевания для формирования искусственного активного иммунитета;
4) сыворотку вводят для борьбы с возбудителем заболевания и формирования искусственного пассивного иммунитета



8. В 1881 году Л. Пастер провел следующий эксперимент. Он ввел 25 овцам ослабленную форму возбудителя сибирской язвы, и все животные выжили. Спустя несколько недель вирулентный штамм бактерий сибирской язвы был введен двум группам животных: 25 ранее иммунизированным овцам и 25 неиммунизированным. Через три дня из первой группы животных от сибирской язвы погибла только одна овца, из второй группы погибли все животные. Действие какого препарата Л. Пастер проверял в данном эксперименте? Какой иммунитет развивался у животных при введении этого препарата? Почему животные из первой группы преимущественно выживали? С чем связана гибель животных из второй группы?

1) препарат, содержащий ослабленный возбудитель, — вакцина;
2) при введении вакцины у животных развивается искусственный активный иммунитет;
3) у овец из первой группы после действия вакцины в крови содержались антитела к возбудителю сибирской язвы, поэтому они выжили при введении вирулентного штамма;
4) у животных второй группы иммунитет к сибирской язве не был сформирован, поэтому они погибли.



9. Хорошо известно, что в крови человека есть белки и глюкоза. Почему разовое введение глюкозы непосредственно в кровь неопасно для организма, а введение большинства белков опасно?

1) глюкоза - это мономер, который находится в крови любого человека и не обладает специфичностью;
2) введенную глюкозу организм человека не воспринимает как чужеродное вещество;
3) белки имеют антигенную структуру и специфичны для каждого организма;
4) введенный белок организм воспринимает как чужеродное вещество, развивается иммунная реакция.



10. Рассмотрите схему защитной реакции организма человека. Дайте название этому явлению. Какие клетки прибывают к изображённому участку и с какой целью? Какие местные реакции могут наблюдаться в месте событий?

1) воспаление;
2) к месту контакта прибывают лейкоциты (фагоциты);
3) для уничтожения чужеродных бактерий и частиц;
4) покраснение поражённого участка (расширение капилляров);
5) повышение местной температуры;
6) ощущение боли.



11. На рисунке изображен орган иммунной системы человека. Назовите его. Какие функции он выполняет? Назовите не менее трех функций и поясните их.

1) селезенка;
2) созревание лимфоцитов;
3) разрушение эритроцитов и тромбоцитов;
4) депонирование крови;
5) кроветворение (у плода).



12. К какому классу органических соединений относят иммуноглобулины? Какова их функция? В состав какого компонента внутренней среды организма они входят? Какой вид иммунитета формируется при их введении и в виде какого иммунного препарата их вводят? Зачем беременным женщинам вводят антирезусный иммуноглобулин и в каких случаях? Ответ поясните.

1) иммуноглобулины (антитела) — это белки;
2) нейтрализуют чужеродные вещества (антигены) (защитная функция);
3) входят в состав крови (плазмы крови);
4) искусственный пассивный иммунитет;
5) сыворотка;
6) антирезусный иммуноглобулин предназначен для беременных женщин с отрицательным резус-фактором в случае, когда отец ребенка резус-положительный;
7) для предотвращения резус конфликта.



13. Медицинский препарат представляет собой белковую фракцию плазмы крови лошадей без фибриногена, иммунизированных столбнячным анатоксином или токсином. Как называется этот препарат, когда и с какой целью его применяют? Ответ поясните.

1) это препарат лечебной сыворотки;
2) лечебную сыворотку применяют при попадании в рану споры столбнячной палочки из почвы (для нейтрализации антигенов столбнячной палочки в организме);
3) формируется искусственный пассивный иммунитет.



14. Какова причина появления злокачественных опухолей? Какие факторы окружающей среды могут увеличивать вероятность появления злокачественных опухолей? Назовите основные свойства раковых клеток.

1) мутации (генетические нарушения) являются причиной опухолей.
Факторы, увеличивающие вероятность появления злокачественных опухолей:
2) химические (достаточно любого одного) – канцерогенные молекулы, токсины, курение и пр.;
3) физические (достаточно любого одного) – радиоактивное излучение, ультрафиолетовое излучение;
4) биологические (достаточно любого одного) – вирусы, транспозоны.
Основные свойства раковых клеток:
5) неконтролируемое деление, И/ИЛИ отсутствие контактного торможения, И/ИЛИ отсутствие апоптоза;
6) метастазирование.



15. Антигены на мембране эритроцитов человека, по которым определяется группа крови, бывают двух типов: А и В*. У людей с I(0) группой крови встречается рецессивный аллель h, который в гомозиготном состоянии блокирует синтез антигенов А и В. Определите, можно ли переливать эритроцитарную массу (эритроциты без плазмы крови) людей с генотипом hh людям со II(А) группой крови. Что произойдет, если человеку с генотипом hh перелить эритроцитарную массу II(А) группы? Аргументируйте свои ответы. В Индии число людей с генотипом hh составляет один случай на 7600 человек при среднем для населения Земли показателе 1:250 000. Предположите, с каким социальным фактором может быть связана такая распространенность этого генотипа в Индии. *Резус-фактор эритроцитов и другие антигены групп крови при решении задания не учитывать.

1) эритроцитарную массу людей с генотипом hh можно переливать людям со II группой крови;
2) в крови людей с генотипом hh отсутствуют указанные антигены (А и В) на эритроцитах;
3) она не может вызвать иммунный ответ у человека с другой группой крови
ИЛИ в плазме крови II группы есть ?-агглютинины (?-антитела), которые не смогут агглютинировать hh-эритроциты;
4) если человеку с генотипом hh перелить эритроцитарную массу II группы, то произойдет агглютинация (склеивание эритроцитов);
5) так как в кровь попадут антигены (эритроциты с антигеном А), которые отсутствуют у людей с генотипом hh
ИЛИ 5) в плазме крови человека с генотипом hh есть ?-агглютинины (?-антитела), которые могут агглютинировать (склеивать) эритроциты II(А) группы;
6) в Индии часто случаются близкородственные браки.




© Д.В.Поздняков, 2009-2020