Задания части 2 ЕГЭ по теме «Виды мутаций, причины, примеры»

Задания части 2 ЕГЭ по теме «Виды мутаций, причины, примеры»

1. Чем различаются соматические и генеративные мутации и как они передаются по наследству?

1) соматические мутации возникают в клетках тела, а генеративные – в половых;
2) соматические мутации проявляются у организма, а половые – только у его потомков
3) соматические мутации могут передаваться потомкам только при вегетативном размножении (бесполом размножении);
4) генеративные мутации передаются потомкам при половом размножении.



2. С какими структурами связана цитоплазматическая наследственность листьев томата? Чем отличается передача по наследству цитоплазматических мутаций от ядерных при половом размножении томата? Аргументируйте каждый пункт своего ответа.

1) с хлоропластами;
2) с митохондриями;
3) эти органоиды имеют свои (кольцевые) молекулы ДНК;
4) цитоплазматические мутации передаются только через цитоплазму яйцеклетки (по материнской линии);
5) спермий не передает пластиды и митохондрии в зиготу;
6) ядерные мутации могут передаваться через ДНК (ядра) обеих гамет.



3. Почему мутации называют одной из движущих сил эволюции? В каких случаях генная мутация, произошедшая в ядре половой клетки, не проявится в фенотипе и не повлияет на жизнеспособность организма, а следовательно, не окажет влияния на ход естественного отбора в популяции?

1) мутации поставляют материал для естественного отбора (мутации повышают генетическое разнообразие популяции);
2) мутация произошла в некодирующем участке ДНК;
3) мутация привела к синонимичной замене (изменение в нуклеотидах не привело к изменению последовательности аминокислот);
4) ген присутствует в геноме в нескольких идентичных повторах;
5) мутация рецессивная и не проявляется в гетерозиготном состоянии.



4. Какие факторы могут увеличить риск наследственных заболеваний человека? Ответ поясните.

1) близкородственные браки;
2) повышается вероятность рождения детей, гомозиготных по рецессивным аллелям вредных мутаций;
3) большой возраст женщины, рожающей ребёнка (38—42 года);
4) накапливаются хромосомные или геномные мутации в созревающих яйцеклетках;
5) воздействие на родителей мутагенов (радиации, химикатов, алкоголя, наркотиков);
6) мутагены повышают частоту возникновения мутаций.



5. Чем отличаются генные мутации от геномных и хромосомных по своим последствиям?

1) генные мутации затрагивают один из участков гена;
2) хромосомные мутации затрагивают участок хромосомы (несколько генов);
3) геномные мутации приводят к изменению числа хромосом;
4) генные мутации могут быть вредными или полезными (летальными, нейтральными) ИЛИ генные мутации могут не оказать сильного влияния на признаки организма;
5) хромосомные и геномные мутации приводят к нарушению множества функций организма.



6. Для установления причины наследственного заболевания исследовали клетки больного и обнаружили изменение длины одной из хромосом. Какой метод исследования позволил установить причину данного заболевания? С каким видом мутации оно связано?

1) причина болезни установлена с помощью цитогенетического метода;
2) заболевание вызвано хромосомной мутацией;
3) укорочение хромосомы может произойти при делеции или транслокации;
4) удлинение хромосомы может произойти при дупликации или транслокации.



7. У дайкона и турнепса (семейство Капустные) корнеплоды характеризуются сходной наследственной изменчивостью в строении – от удлинённой формы до уплощенной. Какой биологический закон иллюстрирует данная закономерность? Сформулируйте этот закон на примере изображённых корнеплодов. К какой форме эволюционного процесса можно отнести данный пример? Почему сравнение между вариантами корнеплода турнепса и подобными вариантами клубня картофеля нельзя рассматривать в качестве проявления проиллюстрированного закона?

1) закон гомологических рядов в наследственной изменчивости (закон гомологических рядов Н.И.Вавилова, закон Вавилова)
2) родственные виды турнепса и дайкона обладают сходными рядами наследственной изменчивости (у родственных видов турнепса и дайкона возникали схожие по проявлению мутации);
3) форма эволюционного процесса – параллелизм (параллельная эволюция, конвергенция);
4) данный закон применим только к родственным организмам, а турнепс и картофель относятся к разным семействам (группам, Капустным и Пасленовым соответственно);
5) данный закон применим только к гомологичным структурам организмов (клубень – видоизмененный побег, а корнеплод турнепса – видоизмененный корень).



8. Экспериментатор решил изучить влияние рентгеновского излучения на организм дрозофилы. Для этого он облучал популяции из 1000 мух разными дозами рентгеновского излучения. Результаты эксперимента показаны на графике. Какое биологическое явление демонстрирует данный эксперимент, какова роль этого явления в эволюции? Для гаплоидных или диплоидных организмов это явление будет более значимым? Ответ поясните.

1) мутагенез (процесс появления мутаций под действием разных факторов)
ИЛИ 1) искусственный мутагенез;
2) увеличивает генетическое разнообразие популяций (служит материалом для эволюции);
3) для гаплоидных;
4) у гаплоидных организмов любая мутация проявится в фенотипе (отсутствует аллельный ген).




© Д.В.Поздняков, 2009-2020