Задания части 2 ЕГЭ по теме «Экологические факторы»

Задания части 2 ЕГЭ по теме «Экологические факторы»

1. Учёные провели эксперимент по изучению зависимости интенсивности роста проростков кукурузы от температуры. Результаты эксперимента представлены на графике. Как изменяется интенсивность роста проростков кукурузы при повышении температуры? Объясните полученные результаты. При какой температуре интенсивность роста проростков кукурузы наибольшая? При какой температуре проростки кукурузы не будут расти и развиваться?"

1) интенсивность роста проростков кукурузы при повышении температуры сначала повышается, потом снижается;
2) температура является лимитирующим фактором роста и развития растений, поэтому интенсивность роста проростков кукурузы наибольшая в зоне оптимума, при меньших или больших значениях температуры она снижается;
3) интенсивность роста проростков кукурузы наибольшая при температуре 30–32 °С;
4) при температуре менее 4 °С и более 48 °С проростки кукурузы расти и развиваться не будут.



2. Какие виды экологических факторов способствуют регуляции численности волков в экосистеме? Ответ поясните.

1) Абиотические факторы - воздействие неживой природы, например, температура.
2) Биотические факторы - взаимодействие с другими живыми организмами, например, количество зайцев.
3) Антропогенные факторы - воздействие человека, например, отстрел охотниками.



3. Что такое лимитирующие факторы? Приведите по три лимитирующих фактора для растений, животных, микроорганизмов.

1) лимитирующие (ограничивающие) факторы - экологические факторы, уровень которых больше всего отклоняется от оптимального значения для данного организма;
2) для растений ограничивающими факторами являются нехватка света, воды, минеральных солей;
2) для животных - нехватка пищи, воды, неблагоприятные климатические условия, паразиты, конкуренты, хищники;
3) для микроорганизмов - нехватка пищи, воды, неблагоприятные условия (температура, химические вещества).



4. Какие биотические факторы сдерживают рост численности популяций животных в процессе борьбы за существование? Укажите не менее четырех факторов и обоснуйте их, указав на организмы какого трофического уровня они действуют.

1) недостаток пищевых ресурсов снижает численности животных на любом трофическом уровне;
2) хищничество снижает численность животных предыдущего уровня;
3) конкуренция снижает численность животных одного и того же уровня;
4) заражение паразитами, возникновение инфекционных болезней животных снижают численность животных любого уровня



5. В некоторых лесных биоценозах для защиты куриных птиц проводили массовый отстрел дневных хищных птиц. Объясните, как отразилось это мероприятие на численности куриных.

1) при снижении численности хищников численность куриных птиц возрастёт;
2) рост численности популяции птиц приведет к росту численности паразитов (и других хищников);
3) рост численности популяции птиц приведет к обострению конкуренции за пищу и территорию;
4) под действием этих факторов численность популяции куриных птиц снизится.



6. Бактерии-сапротрофы играют важную роль в природе. Объясните почему.

1) являются редуцентами, то есть разлагают органические вещества до неорганических (углекислый газ, вода, аммиак);
2) образованные неорганические вещества используются продуцентами для синтеза органических веществ;
3) таким образом, редуценты, в том числе бактерии-сапротрофы, замыкают круговорот веществ в природе.



7. В результате длительного применения ядохимикатов на полях могут наблюдаться вспышки роста численности вредителей. Объясните, почему могут происходить такие вспышки роста численности. Приведите не менее четырёх причин.

1) Длительное применение ядохимикатов приводит к уменьшению паразитов вредителей, поскольку численность вредителей уменьшается.
2) Длительное применение ядохимикатов приводит к тому, что погибают хищники, питающиеся вредителями, поскольку в конце пищевой цепи накапливается высокая концентрация ядохимикатов.
3) Вредители в результате эволюции приобретают устойчивость к ядохимикатам (перестают от них умирать).
4) Вредители, приобретшие устойчивость к ядохимикату, находятся в очень хороших условиях (обилие пищи, отсутствие паразитов, хищников и конкурентов), поэтому происходит резкий рост их численности.



8. В экосистеме пресного водоёма обитают беззубки, караси, окуни и щуки. Какие биотические отношения сложились между перечисленными видами организмов с учётом всех этапов их жизненных циклов? Ответ обоснуйте.

1) хищничество;
2) щуки (окуни) поедают карасей;
3) взрослые щуки (окуни) поедают молодь рыб;
4) паразитизм;
5) личинки беззубки паразитируют на рыбах;
6) нейтрализм;
7) взрослые беззубки не взаимодействуют с рыбами;
8) конкуренция;
9) окуни и щуки – хищники, питающиеся карасями (их пищевые ресурсы одинаковые).



9. Какие первоначальные изменения произойдут в экосистеме озера при сокращении численности хищных рыб?

1) увеличение численности растительноядных организмов;
2) уменьшение численности растений, которыми питаются консументы I порядка;
ИЛИ
1) вспышка заболеваний среди растительноядных рыб в отсутствие достаточного количества хищников;
2) гибель растительноядных рыб и зарастание (заболачивание) водоема.



10. Что представляют собой образования на корнях бобового растения? Какой тип взаимоотношений организмов устанавливается в этих образованиях? Объясните значение этих взаимоотношений для обоих организмов.

1) образования на корнях бобового растения – это клубеньки, содержащие клубеньковые бактерии;
2) тип взаимовыгодных отношений – симбиоз азотофиксирующих бактерий и бобового растения;
3) клубеньковые бактерии питаются органическими веществами растений;
4) клубеньковые бактерии фиксируют атмосферный азот и обеспечивают соединениями азота бобовые растения.



11. Объясните, какие биотические связи складываются между деревьями тропического леса и поселившимися на них орхидеями.

1) квартиранство (комменсализм);
2) стволы и ветви деревьев служат субстратом для прикрепления орхидей (деревья играют положительную роль в жизни орхидей);
3) поселяясь на деревьях, орхидеи не приносят им вреда.



12. Почему белые грибы встречаются в хвойных и смешанных лесах? Ответ поясните.

1) белые грибы и корни хвойных и лиственных деревьев вступают в симбиоз (образуют микоризу);
2) мицелий грибов снабжает дерево водой и минеральными солями;
3) деревья поставляют грибам органические вещества, которые вырабатывают в результате фотосинтеза.



13. Одна самка обыкновенной щуки откладывает 10 миллионов икринок. Объясните, почему численность этого вида не возрастает в водоемах беспредельно.

1) при наружном оплодотворении в воде не все икринки бывают оплодотворены;
к гибели икринок и мальков приводят следующие факторы:
2) внутривидовая борьба за существование: конкуренция за пищу, территорию и т.д.;
3) межвидовая борьба за существование: конкуренция с другими рыбами, влияние хищников и паразитов и т.п.;
4) борьба с неблагоприятными условиями среды: дефицит кислорода, неблагоприятная температура и т.п.



14. Какой тип взаимоотношений возникает между раком-отшельником и актинией? Какой характер носят эти взаимоотношения? В чём заключаются воздействия организмов друг на друга? Ответ поясните.

1) симбиоз — взаимовыгодные отношения организмов ИЛИ протокооперация — взаимовыгодное, но не обязательное сосуществование организмов;
2) актиния защищает рака от хищных рыб с помощью стрекательных клеток, выделяющих яд;
3) рак-отшельник, на раковине которого поселяется коралловый полип актиния, перемещается и способствует распространению актиний и увеличению их кормового пространства.



15. Какие изменения биотических факторов могут привести к увеличению численности популяции диких кабанов?

1) Хороший урожай растений, которыми питаются дикие кабаны.
2) Сокращение численности хищников (волков и тигров).
3) Сокращение численности паразитов и болезнетворных микробов.



16. Даже самой теплой осенью листья желтеют и опадают. Перелетные птицы улетают на юг. Многие животные готовятся к зимней спячке. Почему эти явления происходят в одно и то же время? Что служит сигналом для листопада, перелета птиц, впадения животных в спячку?

1) это фотопериодические реакции;
2) сигналом для них служит изменение продолжительности светового дня;
3) поэтому не зависят от температуры и других факторов и происходят в одно и то же время (подчинены сезонному ритму).



17. Какие взаимоотношения организмов в экосистеме обеспечивают ее стабильность? Приведите не менее трех примеров.

1) Симбиотические. Взаимовыгодные отношения организмов: рак-отшельник – актиния, муравей – тля, носорог – воловьи птицы, осина – подосиновик.
2) Хищник – жертва (хищники сдерживают чрезмерное размножение травоядных животных и уменьшают распространение среди них различных болезней).
3) Конкуренция между видами со сходными потребностями (щуки и окуни, волки и лисицы).



18. Использование инсектицидов в период цветения растений в течение нескольких лет привело к сокращению численности насекомых-опылителей. Приведите не менее четырёх изменений, которые произойдут в экосистеме луга после таких обработок.

1) сокращение численности насекомоопыляемых растений;
2) сокращение численности растительноядных животных, питающихся этими растениями;
3) сокращение численности насекомоядных животных;
4) увеличение численности ветроопыляемых растений;
5) изменение видового состава растений луга



19. Какие биотические отношения сложились в экосистеме смешанного леса между березой и обитающими в экосистеме сосной, ястребом-перепелятником, подберезовиком, трутовиком? Ответ обоснуйте.

1) между березой и сосной – конкуренция;
2) они нуждаются в сходных абиотических факторах (почва, свет, вода, минеральные соли);
3) между березой и ястребом-перепелятником – нейтрализм;
4) ястреб – хищник, влияния на березу не оказывает;
5) между березой и подберезовиком – симбиоз;
6) береза дает грибу органические вещества, гриб березе – воду и минеральные соли;
7) между березой и трутовиком – паразитизм;
8) трутовик поглощает органические вещества березы, нанося ей вред



20. Рассмотрите рисунок. Как называется закон (правило) экологии, который он иллюстрирует? Сформулируйте эту закономерность на основе данных, приведенных на рисунке. Ответ поясните.

1) Закон лимитирующего фактора (закон Либиха) (правило минимума)
2) Ограничивающим (лимитирующим) фактором для организма человека является аминокислота лизин.
3) Содержание лизина в рационе максимально отклоняется он необходимого количества (оптимального его значения) среди остальных аминокислот.



21. Отечественный учёный Г.Ф. Гаузе провёл ряд экспериментов с тремя видами инфузорий. Первый и второй виды питались бактериями, находящимися в толще воды, а третий вид питался дрожжевыми клетками, обитающими в донном иле. При совместном выращивании особей первого и второго видов численность первого сократилась. Через некоторое время первый вид был вытеснен вторым видом. Однако отдельно друг от друга оба вида могли жить совместно с третьим видом инфузорий. Какое явление исследовал Г.Ф. Гаузе? Почему при совместном культивировании инфузорий первого и второго видов один из видов был полностью вытеснен, а при культивировании первого и третьего видов обе популяции сосуществовали длительное время? Какие выводы можно сделать на основе проведённого эксперимента?

1) явление межвидовой конкуренции (конкурентного исключения, межвидовой борьбы за существование);
2) так как первый и второй виды инфузорий используют один и тот же жизненно важный ресурс (пищевой);
3) так как первый и третий виды инфузорий используют разные пищевые ресурсы;
4) два первых вида не могут занимать одну экологическую нишу в одном биоценозе;
5) виды могут сосуществовать в одном биоценозе, если занимают разные экологические ниши (используют разные ресурсы).



22. В отдельные годы в природе наблюдаются вспышки численности насекомых. Укажите экологические факторы, способствующие подобным вспышкам численности. Приведите не менее 5 факторов.

1) уменьшение численности насекомоядных животных
2) уменьшение численности паразитов насекомых
3) увеличение пищевого ресурса
4) благоприятные климатические условия (температура, влажность и т.п.)
5) появление временных местообитаний насекомых (при разливе рек, наводнениях и т.п.)
6) ослабление конкуренции



23. Рассмотрите рисунок. Дайте название изображенным образованиям. Назовите тип взаимодействия между растением и бактериями. Объясните, что дают друг другу бактерии и растение.

1) это клубеньки на корнях бобового растения, образованные азотфиксирующими бактериями;
2) данный тип взаимоотношений является симбиозом;
3) клубеньковые бактерии усваивают азот атмосферы и переводят его в соединения, которые могут быть использованы бобовыми растениями;
4) растения снабжают клубеньковые бактерии органическими веществами



24. От культурных растений человек стремится получить максимальный урожай. Каждое сортовое растение пшеницы может дать до 300 семян, что означало бы урожай в 600 ц на 1 га. Однако на практике высоким считается урожай в 40–50 ц на 1 га. Какие биотические факторы влияют на то, что урожайность пшеницы не достигает максимума? Укажите четыре фактора.

1) на урожай влияют организмы, вызывающие заболевания (возбудители болезней, паразиты);
2) внутривидовая конкуренция при плотном посеве (за территорию, воду, минеральные вещества, свет);
3) межвидовая конкуренция с другими растениями (сорняки);
4) семена (цветки, всходы) частично поедают растительноядные животные.



25. Известно, что паразитизм бывает временный и постоянный. Чем различаются эти формы паразитизма? Укажите форму паразитизма таежного клеща и чесоточного клеща (зудня). Ответ поясните. Какова роль паразитов в экосистемах?

1) при временном паразитизме паразит использует хозяина недолго (в момент питания или на определенной стадии);
2) при постоянном паразитизме паразит связан с хозяином (с несколькими хозяевами) на протяжении всей жизни (на всех стадиях жизненного цикла);
3) таежный клещ - временный паразит;
4) он прикрепляется к хозяину только для питания кровью;
5) чесоточный клещ - постоянный паразит;
6) он всю жизнь обитает (питается, развивается, размножается) в коже хозяина;
7) паразиты регулируют (подавляют, уменьшают) численность своих хозяев в экосистеме (предотвращают чрезмерный рост их численности).




© Д.В.Поздняков, 2009-2020